Минюст вынес на общественное обсуждение проект поправок
в Семейный кодекс и Закон об исполнительном производстве, обеспечивающих материальную поддержку совершеннолетних детей в период их обучения. Общественное обсуждение документа продлится до 8 ноября.
В частности, предложено дополнить п. 2 ст. 3 Семейного кодекса абз. 2, согласно которому положения, предусматривающие внесение изменений в этот Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу его положений, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих, приостанавливающих действие или признающих утратившими силу, другие законодательные акты РФ или содержащие самостоятельный предмет правового регулирования.
В свою очередь, главу 13 СК РФ «Алиментные обязательства родителей и детей» предлагается дополнить ст. 84.1 «Обязанности родителей по содержанию совершеннолетних детей в связи с обучением». Согласно ей, родители будут обязаны содержать своих детей, достигших 18 лет и завершивших обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в образовательных организациях – на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение, но не более чем до достижения ими 19 лет. Родители также будут обязаны содержать своих детей, достигших возраста 18 лет и обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам в образовательных организациях, – до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23 лет.
Лица, достигшие 18 лет, на содержание которых одним из родителей по решению суда выплачивались алименты до достижения совершеннолетия, при условии нуждаемости в материальной помощи получат право обратиться в суд, вынесший указанное решение, с заявлением о продолжении взыскания алиментов в их пользу с указанного родителя. При отсутствии соглашения об уплате алиментов размер алиментов на совершеннолетних детей будет определяться судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон.
В свою очередь, ст. 120 СК РФ предлагается дополнить п. 3, предусматривающим, что обязательства по уплате алиментов лицам, указанным в п. 1 и 2 ст. 84.1 СК, будут прекращены 1 сентября года, в котором завершено обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в образовательных организациях, ребенком, достигшим 18 лет, или по достижении им 19-летнего возраста ранее 1 сентября указанного года. При отчислении лица, достигшего 18 лет, из образовательной организации, за исключением случаев перевода в другое учебное заведение, или перевода на очно-заочную либо заочную форму обучения, или по достижении им 23 лет до окончания обучения.
Корреспондирующие поправки вносятся в Закон об исполнительном производстве.
В пояснительной записке со ссылкой на действующие образовательные программы и стоимость обучения по очной форме отмечено, что многие совершеннолетние трудоспособные дети оказываются в затруднительном положении и не могут без собственного дохода самостоятельно реализовать право на образование, в связи с чем они нуждаются в поддержке родителей. Авторы поправок отметили, что возможность получения алиментов от родителей по достижении детьми совершеннолетия в период обучения предусмотрена в законодательстве ряда зарубежных стран. Нововведения позволят обеспечить материальную поддержку совершеннолетних трудоспособных детей, равномерно распределить между родителями бремя содержания совершеннолетних трудоспособных детей в период обучения, будут способствовать реализации ими права на образование, полноценную учебу.
Адвокат КА «Династия» Елена Дьякова отметила, что сейчас законодательство РФ содержит норму, которая позволяет получать алименты на нетрудоспособных совершеннолетних граждан – лиц, признанных в установленном порядке инвалидами I, II или III группы, а также лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста. «Кроме того, суд должен выяснить, является ли материальное положение данного лица достаточным для удовлетворения его жизненных потребностей с учетом его возраста, состояния здоровья и иных обстоятельств. Трудоспособные дети старше 18 лет, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, не относятся к лицам, имеющим право на алименты на основании вышеуказанной нормы. Тем не менее совмещать полноценную учебу на дневном отделении и обеспечивать себя студенту достаточно непросто. Поэтому такое бремя, как правило, ложится на плечи родителей учащегося дневного отделения. Ситуация может осложняться еще и тем, что обучение может быть платным. Поправки следует рассматривать в позитивном ключе. Кроме того, законопроект не лишает возможности получать алименты трудоустроенным студентам-очникам, хотя, полагаю, на практике это может вызвать определенные споры», − заключила она.
Адвокат АП Ленинградской области Евгений Тарасов не поддержал предложенные изменения. «Если говорить о принципиальном введении такого института, как поддержка совершеннолетних, проходящих обучение, то возникает, на мой взгляд, справедливый вопрос: а почему только эта категория нуждающихся граждан должна получить право на алименты? Ведь есть же еще молодые родители, которые уделяют время ребенку или детям и не могут работать; есть лица творческих наклонностей, которые “ищут себя”, пишут книгу, сочиняют музыку, но не имеют постоянного дохода; есть молодые рабочие, которым может не хватать зарплаты для реализации своих жизненных планов – всегда есть те, а вернее их даже большинство, кто, вступив во взрослую жизнь, будет испытывать потребность в улучшении своего материального состояния. Однако принятие решения об обучении является если не личным решением ребенка, то его совместным решением с родителями, тем более, когда это касается платного обучения, а потому несправедливо возлагать на родителей дополнительную обязанность, связанную с волей совершеннолетнего гражданина», − полагает он. В такой ситуации, по мнению эксперта, следует вообще повысить возраст получения алиментов до 23 лет или, не создавая неравенство и социальное напряжение, не поддерживать предлагаемые поправки.
Адвокат заметил, что из проекта закона следует, что истребуемые алименты должны подтверждаться судом, ранее принявшим решение об их взыскании, в твердой денежной сумме при условии нуждаемости лица. «С одной стороны, вводятся два критерия: нуждаемость и факт присуждения алиментов до 18 лет. Тогда получается, что оценивать нуждаемость нужно в исковом производстве и, если до 18 лет не были взысканы алименты, то во время обучения их уже не получить? Весьма странный подход. С другой стороны, в проекте закона указано “заявление о продолжении взыскания алиментов в их пользу”. То есть предлагается вне искового процесса изменить получателя алиментов с родителя на взрослого ребенка, изменить долевую форму на твердую денежную сумму, а также оценить нуждаемость в получении алиментов? А если алименты взысканы судебным приказом, то этим вопросом должен заниматься мировой судья или передавать дело в районный суд, учитывая, что все алиментные споры перенесены на уровень районных судов? В общем, у меня вопросов гораздо большем, чем ответов; и наряду с вопросом “зачем?” стоит вопрос о низкой юридической технике и непроработанности поправок. Эти поправки могут породить неравенство и социальное напряжение как со стороны плательщиков, так и обделенных получателей алиментов, а также создадут процессуальный хаос в судебной системе», − заключил Евгений Тарасов.
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Сергей Макаров оценил законопроект сдержанно-положительно. «Положительно – потому что детей нужно поддерживать во всем, что к их благу, и финансовая поддержка их во время очного обучения весьма логична, поэтому считаю эту законодательную инициативу концептуально очень нужной. А сдержанно – потому что к деталям законопроекта есть серьезные вопросы. Прежде всего, вызывает тревогу то, что взыскание алиментов предполагается при очном обучении как на бюджетной, так и на платной основе, поскольку этот момент в законопроекте никак не урегулирован, – в свете того, что решение об учебе может быть принято либо самим ребенком, либо совместно ребенком вместе с тем родителем, с которым он проживает, – без учета мнения отдельно проживающего родителя, на которого при этом явно предполагается возложить оплату таких алиментов», − отметил он.
Сергей Макаров задался вопросом, почему предполагается, что совершеннолетний ребенок, желающий продолжать очное получение образования, будет сам обращаться в суд, но с заявлением о продолжении выплаты алиментов? «Логично, чтобы эта новелла предусматривала обращение такого ребенка с новым иском о взыскании алиментов – взыскателем которых был бы он сам, а не тот родитель, с которым он проживает. При этом иск должен предъявляться к обоим родителям, ибо с момента достижения детьми совершеннолетия при отсутствии у них нетрудоспособности родители уже не обязаны содержать их – поэтому родитель, с которым проживает ребенок, должен быть ответчиком наряду с отдельно проживающим родителем, который обычно является плательщиком алиментов на несовершеннолетних детей. Совершенно не понятно, почему ответчиком предполагается только тот родитель, который ранее уплачивал алименты. Но еще больший вопрос возникает в связи с тем, что уплата алиментов предусматривается лишь в твердой сумме. Это абсолютно необоснованная норма, вызывающая особую тревогу возможным злоупотреблением. Весьма вероятно, что твердый размер алиментов в случае принятия этой новеллы при платном обучении может быть определен в размере платы за обучение – в то время как отдельно проживающий родитель, как уже указано выше, мог даже не приглашаться к обсуждению этого вопроса и принятию решения. Это представляется абсолютно необоснованным. По совокупности очевидно, что законопроект требует основательной доработки по результатам широкого общественного обсуждения», − резюмировал советник ФПА РФ.