10 октября 2024 г. в Санкт-Петербурге, в помещении Российского государственного исторического архива, проходит ХХ научно-практическая конференция «Адвокатура. Государство. Общество», посвященная юбилею российской адвокатуры.
Как сообщает пресс-служба ФПА, открывая конференцию, президент Федеральной палаты адвокатов РФ Светлана Володина отметила, что рада приветствовать всех в этот день, «когда мы смотрим не только в прошлое, но и в будущее».
Заместитель министра юстиции РФ Максим Михайлович Бесхмельницын в своем приветственном слове напомнил, что адвокатура зародилась в Санкт-Петербурге, и подчеркнул, что это независимый институт. По его словам, адвокаты являются высокопрофессиональными юристами, поэтому именно они должны осуществлять представительство в суде.
Председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, первый вице-президент АП города Москвы Генри Резник в своем выступлении также назвал заветы присяжных поверенных, которые по-прежнему сохраняют свою актуальность.
Он отметил, что через некоторое время после создания присяжной адвокатуры началось ее противостояние с властью. Власть проявила стремление ограничить независимость адвокатуры, особенно с появлением в Российской империи политических процессов. Но в то же время в Государственном совете превалировала иная точка зрения на ограничения самоуправления адвокатуры, которая заключалась в том, что надзор советов присяжных поверенных за адвокатами более строг и надежен, чем надзор судов.
Генри Резник упомянул, что в трех округах Российской империи, где деятельность советов присяжных поверенных не была приостановлена властью, количество случаев привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности было в два-три раза выше, чем на всей остальной территории страны. Упреки высказывались в адрес конкретных адвокатов, но никогда в адрес советов присяжных поверенных, подчеркнул спикер. Он напомнил коллегам слова выдающегося адвоката Владимира Спасовича: «Где нет совета, там нет и настоящей адвокатуры».
Касаясь вопроса о профессионализации судебного представительства, Генри Резник сказал, что одной из задач Судебной реформы 1864 г. было избавление от массы дореформенных ходатаев и стряпчих, которые считались «презренным сословием». При подготовке реформы общее собрание Государственного Совета в замечаниях к проектам Судебных уставов отметило, что не следует допускать в присяжную адвокатуру бывших ходатаев и стряпчих, поскольку это негативно отразилось бы на авторитете нового института. Тем не менее ходатаи и стряпчие продолжали существовать, причем частная юридическая практика в 1874 г. была узаконена. После принятия Закона о частных поверенных и для присяжных, и для частных поверенных был установлен «комплект» – ограничение численности, причем «комплект» частных поверенных был больше. Одной из причин, по которой юристы предпочитали деятельность в качестве частных поверенных, было нежелание нести дополнительные обременения – вести защиту по назначению и оказывать бесплатную помощь «по праву бедности». «Адвокаты нужны именно тогда, когда стороны равноправные состязаются перед независимым судом», – так объяснил спикер ценность адвокатуры в судопроизводстве прошлого и настоящего. До реформ Александра II суд, по словам Генри Резника, был «безгласным».
Генри Резник коснулся также проблемы налогообложения адвокатов. По его мнению, было бы справедливо и правильно распространить налоговый режим со ставкой 4%, действующий в том числе и для самозанятых юристов, на защитников, занимающихся делами по назначению и реализующих, в отличие от самозанятых, публичную функцию.
Советник ФПА РФ Юрий Пилипенко выступил на мероприятии с кратким обзором развития адвокатуры в течение 160 лет. Он отметил, что рождение присяжной адвокатуры было во многом определено поражением Российской империи в Крымской войне. Тяжелое состояние, в котором Александр II принял страну, побудило его провести реформы для спасения империи.
Юрий Пилипенко отметил, что присяжные адвокаты входили в состав Государственной думы Российской империи, возглавляли Министерство юстиции и Временное правительство. В советское время адвокаты не участвовали в политической жизни государства, однако ряд защитников проявили себя в громких политических делах, защищая в том числе бывших руководителей СССР. В современной России сформировалась блестящая плеяда как уголовных, так и бизнес-адвокатов, многие представители адвокатского сообщества стали вновь активно участвовать в политике, заметил спикер.
Помимо этого, указал он, адвокатское сообщество, преодолев разобщенность и разногласия, за 20 лет, прошедших с момента принятия Закона об адвокатской деятельности, смогло стать настоящей корпорацией. Юрий Пилипенко отметил, что принятие Кодекса профессиональной этики адвоката и учреждение Комиссии по этике и стандартам послужили важными гарантиями независимости института адвокатуры. Спикер добавил, что за эти годы возникла адвокатская пресса, пользующаяся уважением и авторитетом в профессиональном сообществе, адвокатура заявила о себе как серьезное экспертное сообщество, в ней сложилась собственная школа профессионального мастерства, а органами адвокатского самоуправления были учреждены собственные награды.
Вице-президент ФПА, член Совета АП Санкт-Петербурга Евгений Семеняко рассказал о том, что его волнует будущее адвокатской корпорации. Ссылаясь на слова министра юстиции Константина Чуйченко о том, что без независимости нет и адвокатуры, он назвал обнадеживающим выступление на Конференции заместителя министра юстиции РФ Максима Бесхмельницына, курирующего направление адвокатуры. Позиция о том, что нужно внимательнее и чаще прислушиваться к самому адвокатскому сообществу, получила свое развитие в текущем взаимодействии между ФПА РФ и Минюстом России, добавил спикер.
Евгений Семеняко привлек внимание к тому, что в обществе существует негативное представление об адвокатах: «Фантастический вклад в создание образа адвоката как пособника преступника внесли наши блестящие писатели». «Мы должны не только иметь в виду реализацию наших собственных задумок, не только ограждать нашу профессию от чуждых нам явлений, нам нужна защита не только отдельного адвоката, нам нужна защита нашей профессии», – полагает он.
По его словам, после своего создания российская адвокатура вошла так громко в европейское сообщество в том числе благодаря тому, что ранее присяжные поверенные обладали абсолютной независимостью. Одна из главнейших задач ФПА сводится к тому, чтобы адвокатура сохранила свою независимость от государства, самоуправление и корпоративность. Евгений Семеняко выразил надежду, что в регионах появятся свои громкие имена адвокатов, добившихся серьезных успехов в профессии.
Начальник Главного управления Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Евгений Орловский посвятил свое выступление особенностям государственного регулирования в сфере адвокатуры на примере взаимодействия органов юстиции и адвокатского сообщества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Он подробно остановился на таком важном вопросе, как оказание бесплатной юридической помощи, отметив, что в России право на ее получение имеют порядка 30 млн человек. В частности, он выделил проводимые Минюстом России выездные мероприятия по оказанию БЮП вынужденным переселенцам из Курской области. По его мнению, Закон о бесплатной помощи нуждается в совершенствовании в части, касающейся перечней случаев оказания бесплатной юридической помощи и граждан, имеющих право на ее получение.
Продолжается работа по созданию государственных юридических бюро, сообщил он. «Это союзники ваши, а не конкуренты», – сказал Евгений Орловский, обращаясь к адвокатам. В Ленинградской области в государственной системе БЮП, сообщил он, участвуют 106 адвокатов. С 1 января 2024 г. заработало госюрбюро, в штате которого состоят 22 сотрудника. Оно работает по смешанной модели, то есть с участием адвокатов: в более простых случаях помощь оказывают сотрудники бюро, в более сложных – адвокаты. По мнению Евгения Орловского, такая модель является наиболее эффективной.
Вице-президент ФПА РФ, президент АП Московской области Алексей Галоганов сделал экскурс в историю, обратив внимание на активное участие адвокатов в политической жизни, что негативно отразилось на адвокатуре – в советское время она подвергалась давлению со стороны власти. Он напомнил историю объединения адвокатуры в масштабах России, начавшуюся с создания Союза адвокатов СССР. 24 февраля 1989 г. прошел Первый съезд адвокатов СССР, в котором приняли участие 507 делегатов из 13 союзных республик. Были образованы руководящие органы, началась работа над Кодексом профессиональной этики, развернулась активная международная деятельность. В связи с распадом СССР Союз адвокатов СССР в 1992 г. был преобразован в Международный Союз (Содружество) адвокатов. Еще одна авторитетная общественная организация адвокатов – Федеральный союз адвокатов России, который в 1993 г. стал преемником Союза адвокатов России, образованного в 1991 г. А в 1994 г. была создана Гильдия российских адвокатов.
Касаясь существовавших в период подготовки проекта Закона об адвокатуре противоречий между традиционными и «параллельными» коллегиями адвокатов, он напомнил, что в то время существовали жесткие ограничения на прием в традиционные коллегии. Также Алексей Галоганов акцентировал внимание на том, что общественные организации адвокатов работают в тесном взаимодействии с Федеральной палатой адвокатов.
Член Комиссии по этике и стандартам ФПА, вице-президент АП города Москвы Николай Кипнис отметил, что Закон об адвокатуре отразил стремление разрозненных адвокатских формирований к консолидации. Консолидация адвокатуры на основе Закона, согласно которому была создана Федеральная палата адвокатов РФ как объединяющий адвокатуру орган, необходима в том числе и в плане кодификации, считает он.
Спикер напомнил, что Комиссия по этике и стандартам ФПА РФ в системе органов корпоративного самоуправления в адвокатуре была создана в инициативном порядке, в рамках Кодекса профессиональной этики адвоката, в 2015 г. Тогда КЭС не обладала властными полномочиями – она была наделена лишь правом давать толкование тем или иным нормам КПЭА. После включения положений о Комиссии в Закон об адвокатуре она была наделена полномочиями в сфере дисциплинарного производства – некоторые вопросы дисциплинарного правоприменения были подняты на федеральный уровень. Возможность обжалования решений о прекращении статуса адвоката, принятых советами адвокатских палат субъектов РФ, эти палаты не всегда воспринимают позитивно. Однако, по мнению Николая Кипниса, такую возможность надо понимать не как посягательство на авторитет региональной палаты, а как гарантию для адвоката получить справедливое решение по его делу.
Вице-президент ФПА, президент АП Ленинградской области Денис Лактионов посвятил свое выступление нравственным началам адвокатской деятельности. Он отметил необходимость соблюдения важнейших принципов адвокатской этики, в частности, неукоснительного соблюдения адвокатской тайны, нарушение которой ведет к подрыву доверия, добросовестности, честности, профессионализма, уважения к другим участникам процесса.
Касаясь темы самооговора подзащитного, Денис Лактионов выделил его различные виды: добровольный самооговор, самооговор под давлением действительных участников преступления или правоохранительных органов; непреднамеренный самооговор. По его словам, в любом случае от адвоката требуется соблюдение норм Закона об адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката, общий смысл которых сводится к тому, что при любых обстоятельствах адвокат должен сохранять честь и достоинство, присущие его профессии.
Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, обозреватель газеты «Московский комсомолец» Ева Меркачёва проанализировала соотношение адвокатской и правозащитной профессий. По ее мнению, эти профессии должны сближаться, поскольку основное количество правозащитников не являются юристами и нуждаются в помощи адвокатов. Она отметила значение Комплексной информационной системы адвокатуры России, благодаря внедрению которой в судопроизводстве по назначению участвуют высокопрофессиональные, добросовестные адвокаты, – жалоб на адвокатов по назначению к ней как к правозащитнику больше не поступает.
Заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, советник ФПА, член Совета АП Ставропольского края Нвер Гаспарян проанализировал судебную практику по искам граждан и адвокатов к ФПА и адвокатским палатам, подробно рассказав о делах, разрешенных не в пользу органов адвокатского самоуправления. По его мнению, наиболее распространенными основаниями, по которым суды отменяют решения советов, являются неправильная оценка действий адвоката, когда совет считает нарушение несовместимым со статусом адвоката, а суд – малозначительным, а также неизвещение адвоката надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дисциплинарного дела советом палаты.
Член Комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов, член Совета АП Ленинградской области, председатель Комиссии АП Ленинградской области по защите прав адвокатов Евгений Тонков рассказал о работе возглавляемой им Комиссии и необходимых коммуникативных навыках адвоката. Он обратил внимание, что многих конфликтов можно было бы избежать, если бы адвокаты обладали необходимыми навыками общения с процессуальными оппонентами. Еще один источник трудностей – общение с доверителями, которые видят в адвокате представителя правосудия, высказывая ему свои претензии к суду. В иных случаях адвокатам, права которых грубо нарушаются, требуется даже психологическая поддержка. По мнению Евгения Тонкова, необходимо объяснять адвокату правовую реальность, в которой тот находится, и психологически помогать ему сделать максимум того, что от него зависит в конкретной ситуации. Уверен, что проблем концептуального свойства нет, а проблемы технического свойства мы решим, заключил Евгений Тонков.
Завершая конференцию, президент ФПА Светлана Володина сказала: «Настоящее существует только в тот момент, когда мы в нем находимся. Давайте шагать дальше в наше будущее. Мы все в одной профессии, и это позволяет говорить о том, что мы в ней не разочаровались».
В рамках конференции также состоялся премьерный показ фильма, посвященного 160-летю российской адвокатуры, презентация Центрального музея истории адвокатуры «Артефакт» ФПА РФ, подведены итоги конкурса эссе «160 лет российской адвокатуры: история и современность», проведенного Федеральной палатой адвокатов.
Подробнее о выступлениях участников конференции читайте на сайте Федеральной палаты адвокатов.