25 сентября Совет Федерации одобрил поправки в ст. 153 Трудового кодекса РФ, предусматривающие выплату увольняющимся работникам компенсации за неиспользованные дни отдыха, предоставленные за работу в выходные или нерабочие праздничные дни (законопроект № 638766-8).
Закон подготовлен во исполнение Постановления КС № 56-П/2023, которым ч. 4 ст. 153 ТК РФ была признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку она предполагает, что в том случае, когда между работником и работодателем по желанию работника достигнуты соглашения о предоставлении дней отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, но на день увольнения они не были предоставлены, работнику в день увольнения выплачивается за весь период трудовой деятельности у данного работодателя разница между оплатой работы в указанные дни по правилам ч. 1–3 ст. 153 ТК и произведенной за эти дни оплатой в одинарном размере. В то же время, учитывая отмеченные недостатки действующего правового регулирования, которые ведут к увеличению количества неиспользованных работниками дней отдыха, право на которые возникло в соответствии с оспариваемой нормой, КС обязал федерального законодателя внести изменения в законодательство.
В январе 2024 г. Минтруд России разработал проект поправок в Трудовой кодекс. Предлагалось внести в ч. 4 ст. 153 ТК изменение, в соответствии с которым, в случае если на день увольнения дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни не были предоставлены, по выбору работника ему предоставляются дни отдыха с последующим увольнением или выплачивается разница между оплатой работы в указанные дни по правилам ч. 1–3 названной статьи и произведенной за эти дни оплатой в одинарном размере.
К моменту внесения закона в Госдуму он был конкретизирован. Так, ст. 153 ТК дополняется новыми частями 5 и 6, согласно которым день отдыха, указанный в ч. 4 данной статьи, по желанию работника может быть использован в течение одного года со дня работы в выходной или нерабочий праздничный день либо присоединен к отпуску, предоставляемому в указанный период. Поправки предусматривают, что в случае если на день увольнения работника имеется день отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день, не использованный им в период трудовой деятельности у работодателя, с которым прекращается трудовой договор, в день увольнения работнику выплачивается разница между оплатой работы в выходной или нерабочий праздничный день, полагавшейся ему в соответствии с ч. 1–3 ст. 153 ТК, и фактически произведенной оплатой работы в этот день. Согласно закону указанная разница выплачивается работнику за все дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, не использованные им в период трудовой деятельности у данного работодателя. Закон вступает в силу с 1 марта 2025 г.
Ранее в комментарии «АГ» юрист, эксперт по трудовому праву Елена Карсетская отмечала, что итоговая редакция закона является более удачной по сравнению с предложенным проектом Минтруда, который предлагал в качестве варианта предоставление накопленных дней отдыха «с последующим увольнением» и при этом было непонятно, как эти дни оплачивать. Однако, по мнению эксперта, формулировки итогового закона также вызывают вопросы. «Предполагается, что другой день отдыха (отгул) по желанию работника может быть использован в течение года со дня работы в выходной день либо присоединен к отпуску, предоставляемому в указанный период. Возникает вопрос: что будет, если работник в течение года отгул не использует, он сгорает?», – прокомментировала эксперт.
Генеральный директор юридической компании «Эклекс» Артем Швайка счел, что принятый закон устраняет неточности и дополняет положения, имеющиеся в ранее представленном на общественное обсуждение проекте Минтруда. Так, он отмечал, что поправками установлен годичный срок со дня работы в выходной или праздничный день, в который работником может быть реализовано право на дополнительный день отдыха, либо такой дополнительный день по желанию работника может быть присоединен к отпуску, предоставляемому в указанный период. Однако если складывается ситуация, при которой на день увольнения у работника имеются не использованные им в период трудовой деятельности у данного работодателя дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, в день увольнения такому работнику предусматривается денежная компенсация.
«Закон следует оценить положительно, так как он направлен на развитие социальных гарантий работников, осуществляющих трудовую функцию в дни отдыха, а также на прекращение ситуаций, при которых работник лишается как этих дней отдыха, выбранных в качестве компенсации работы в выходной или нерабочий праздничный день, так и повышенной оплаты такой работы в случае, если он не использовал эти дни до увольнения», – полагает Артем Швайка.