24 сентября Госдума приняла закон (законопроект № 705033-8) о внесении поправок в ст. 78.1 УК РФ и УПК РФ, направленный на совершенствование правового механизма приостановления в отношении лиц, заключивших контракт с Вооруженными силами РФ в период СВО, производства по уголовному делу, освобождения их от уголовной ответственности, а также освобождения от наказания в судебных стадиях производства по делу. Данные поправки были предложены Верховным Судом РФ, который в августе вынес соответствующее постановление Пленума, о чем писала «АГ».
Напомним, 23 марта Владимир Путин подписал Закон № 64-ФЗ (законопроект № 569651-8) о внесении поправок в УК и УПК, предусматривающих дополнительные основания для приостановления производства по уголовному делу и отмены меры пресечения, освобождения от уголовной ответственности, освобождения от наказания и погашения судимости, которые распространяются, соответственно, на подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых осуществляется предварительное расследование, а также на осужденных, отбывающих наказание, в случае их призыва на военную службу, заключения ими контракта о прохождении военной службы или прохождения ими военной службы в ВС РФ в период мобилизации, в период военного положения либо в военное время.
Поправками Уголовный кодекс был дополнен новой ст. 78.1, согласно которой для перечисленных выше категорий лиц обстоятельствами, влекущими освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания, погашение судимости, являются награждение государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы; увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному подп. «а», «в» или «о» п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе. Данные нормы могут быть реализованы в отношении подозреваемых и обвиняемых на досудебной стадии производства по уголовному делу, а также применительно к осужденным, отбывающим наказание, в ходе исполнения приговора и последующего за этим периода непогашенной судимости.
Закон № 64-ФЗ не распространяется на лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренные п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 131, п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 132, ч. 3–6 ст. 134 или ч. 3–5 ст. 135, либо хотя бы одно из преступлений, предусмотренных ст. 189, 200.1, 205–205.5, 206, 208–211, п. «б» ч. 2 ст. 215.4, ст. 217.1, 220, 221, 226.1, 229.1, 274.1, 275, 275.1, 276–280.2, 280.4, 281–281.3, 282.1–282.3, 283–283.2, 284, ч. 2 ст. 322.1, ст. 355, 359–361 УК РФ.
23 марта президент также подписал Закон № 61-ФЗ (законопроект № 569682-8) о внесении изменений в Закон о мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ, ст. 34 Закона о воинской обязанности и военной службе и признании утратившим силу Закона об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции. Поправками разъясняется порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по вопросам, связанным с призывом на военную службу в период мобилизации или в военное время граждан, имеющих судимость.
Верховный Суд счел, что вопросы, касающиеся приостановления производства по уголовному делу и отмены меры пресечения, освобождения от уголовной ответственности, прекращения уголовного дела или уголовного преследования, а также освобождения от наказания в периоды мобилизации, военного положения и в военное время в отношении обвиняемых (подсудимых) на этапе судебного производства, когда прокурором уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу и находится в производстве суда первой или апелляционной инстанции, до настоящего времени законодательно не урегулированы.
Для устранения возникшего правового пробела ВС разработал проект изменений в ст. 78.1 УК РФ и УПК РФ, который 2 сентября был внесен в Госдуму и впоследствии принят. Закон устанавливает возможность освобождения от уголовной ответственности на стадии судебного производства по уголовным делам в отношении обвиняемых (подсудимых), призванных на военную службу в Вооруженные силы РФ либо заключивших контракт о прохождении такой военной службы, а равно проходящих военную службу в период мобилизации, в период военного положения или в военное время.
Одновременно с этим в нормы уголовно-процессуального законодательства внесены корреспондирующие изменения, регламентирующие основания и порядок принятия судом решений о приостановлении производства по уголовным делам на основании ходатайства командования воинской части (учреждения), об отмене меры пресечения, а также о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении указанной категории обвиняемых (подсудимых). Кроме того, аналогичный правовой механизм будет распространен на осужденных, приговор в отношении которых был постановлен, однако не вступил в законную силу, в том числе на стадии апелляционного производства по уголовному делу.
В итоговый текст закона было включено положение о том, что прядок взаимодействия командования воинских частей (учреждений) и судов по вышеуказанным вопросам определяется совместными решениями Минобороны России и Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Закон вступит в силу со дня его официального опубликования.
Как пояснил ВС, данные поправки направлены на повышение уровня процессуальных гарантий для лиц, совершивших преступления, которые призваны на военную службу в период мобилизации или в военное время в Вооруженные силы РФ либо заключили в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы в ВС РФ, а также проходят военную службу в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, посредством совершенствования правового механизма приостановления в отношении них производства по уголовному делу, отмены меры пресечения, освобождения их от уголовной ответственности, а также освобождения от наказания в судебных стадиях производства по делу.
Ранее, комментируя поправки, адвокат АП г. Москвы Максим Васюхин отмечал, что в настоящее время в связи с проводимой специальной военной операцией наше государство принимает чрезвычайный комплекс мер для удовлетворения потребностей Вооруженных сил РФ и других воинских формирований, в том числе путем мобилизации лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование. Однако, по его словам, Закон № 64-ФЗ не был досконально проработан, и в нем не были учтены обвиняемые, заключившие такой контракт на судебной стадии и стадии апелляционного обжалования. «Вносимые изменения являются закономерными, так как фактически нет принципиального отличия, на какой стадии судопроизводства обвиняемый заключит контракт о прохождении военной службы», – пояснил адвокат.
Адвокат филиала «Технологии защиты» Башкирской республиканской коллегии адвокатов Рустам Исянаманов обращал внимание на то, что полномочия суда, являющегося единственным государственным органом, осуществляющим правосудие, априори не могут быть усечены в сравнении с полномочиями органов предварительного расследования. «Действующие на сегодняшний день редакции УК и УПК РФ порождают неравенство, выраженное в том, что лицо, уголовное дело в отношении которого передано в суд для рассмотрения по существу, фактически обладает меньшим объемом прав по сравнению с лицом, уголовное дело в отношении которого находится на стадии предварительного расследования. Первый в любом случае должен “дождаться” приговора, тогда как второй, заключив контракт о прохождении военной службы, в дальнейшем вправе быть освобожденным от уголовной ответственности в случаях, установленных законом», – делился мнением адвокат.
Рустам Исянаманов отмечал, что принятие поправок способствует восстановлению баланса процессуальных функций суда и органов предварительного расследования и обеспечению равенства лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, независимо от стадии производства по уголовному делу.