Предложено не наказывать органы МСУ за неисполнение переданных им полномочий из-за нехватки средств Юридический центр
Предложено не наказывать органы МСУ за неисполнение переданных им полномочий из-за нехватки средств

Поправки предусматривают прекращение производства по делу об административном правонарушении, если региональные органы власти и органы местного самоуправления не исполнили или ненадлежаще исполнили переданные им полномочия по независящим от них причинам

Одна из экспертов «АГ» отметила, что сейчас на практике вышестоящие суды в большинстве случаев отменяют постановления о привлечении к административной ответственности и прекращают производство по делу в том случае, если у привлекаемого лица отсутствовало соответствующее финансирование. По мнению другого, поправки позволят защитить региональные органы власти, органы местного самоуправления и их должностных лиц от необоснованных штрафных санкций при отсутствии их вины.

Правительство РФ внесло в Госдуму проект поправок в ст. 24.5 «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении» КоАП РФ (законопроект № 713197-8) о прекращении производства по делу об административном правонарушении о неисполнении или ненадлежащем исполнении переданных полномочий органам государственной власти РФ и органам местного самоуправления, если это произошло из-за нехватки средств.

Так, предлагается изложить ч. 4 ст. 24.5 КоАП в новой редакции, указав, что если во время производства по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением или ненадлежащим исполнением полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, государственным, муниципальным учреждением уставных задач, будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта РФ, председателем высшего исполнительного органа субъекта РФ, иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись или выделены в недостаточном размере, что привело к неисполнению или ненадлежащему исполнению соответствующих полномочий и уставных задач, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных органов, учреждений и должностных лиц подлежит прекращению.

Также предлагается дополнить ст. 24.5 КоАП новой ч. 5, которая предусматривает, что если будет установлено, что субвенции на осуществление государственных полномочий выделены в размере, недостаточном для их осуществления, что привело к неисполнению или ненадлежащему исполнению данных полномочий, производство по делу об административном правонарушении в отношении органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц подлежит прекращению.

В пояснительной записке отмечается, что законопроект разработан в целях исполнения ч. 2 подп. «б» п. 2 перечня поручений Президента РФ от 4 июня 2023 г. № Пр-1111 по итогам заседания Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления 20 апреля 2023 г. по вопросу создания механизма ограничения ответственности органов местного самоуправления.

Авторы законопроекта пояснили, что законодательство РФ закрепляет механизм передачи отдельных государственных полномочий органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. Финансирование переданных полномочий осуществляется за счет субвенций из бюджетов бюджетной системы РФ. В случае если субвенции на осуществление переданных полномочий выделены в размере, недостаточном для осуществления переданных полномочий, создаются предпосылки для неисполнения (ненадлежащего исполнения) органами госвласти субъектов РФ и органами местного самоуправления переданных полномочий по независящим от них причинам. Вместе с тем в настоящее время КоАП не содержит безусловного правила об исключении производства по делу в рассматриваемой ситуации. В связи с этим в обозначенных случаях предлагается прекращать производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, актуализируются положения ч. 4 ст. 24.5 КоАП с учетом изменений, внесенных Законом об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ, а предусмотренное данной нормой основание для прекращения производства по делу об административном правонарушении в целях обеспечения принципа равенства распространяется в том числе на случаи, когда бюджетные ассигнования на осуществление соответствующих полномочий субъекта РФ, органов местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач выделены не в полном объеме.

В комментарии «АГ» старший юрист КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Фатима Зангиева назвала законопроект логичным, отметив, что в настоящее время в законодательстве существует пробел, который влияет на регулирование административной ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. «В частности, сюда можно отнести случаи возбуждения дел об административных правонарушениях в связи с невыполнением требований и мероприятий в области гражданской оборон или же в связи с неисполнением содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера. На практике лицо привлекается к административной ответственности за такие правонарушения, однако вышестоящие суды в большинстве случаев отменяют постановления о привлечении к административной ответственности и прекращают производство по делу в том случае, если у привлекаемого лица отсутствовало соответствующее финансирование. При этом в настоящий момент отсутствует единообразная судебная практика. Таким образом, предлагаемые поправки в ст. 24.5 КоАП являются необходимыми», − полагает Фатима Зангиева.

Старший партнер АБ г. Москвы «Глушков, Саенко и партнеры» Антон Саенко отметил, что в действующее законодательство все больше и больше вносятся изменения, которые закрепляют механизм передачи отдельных государственных полномочий региональным органам власти и органам местного самоуправления. Для реализации указанных полномочий предоставляются субвенции, однако они не всегда поступают вовремя и в полном объеме, при этом за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий, даже если такое неисполнение произошло по независящим причинам, правоохранительные органы накладывают существенные штрафные санкции.

Антон Саенко посчитал, что поправки в ст. 24.5 КоАП являются важными и своевременными, поскольку они позволят защитить региональные органы власти, органы местного самоуправления и их должностных лиц от необоснованных штрафных санкций при отсутствии вины. Но, по его мнению, предлагаемые положения ч. 5 ст. 24.5 КоАП необходимо дополнить указанием на прекращение производства по делу не только в случае «выделения субвенций в размере, недостаточном для их осуществления», но и в случае «невыделения» их совсем.

Источник: Адвокатская газета

Call Now Button