Совет Федерации одобрил закон, уточняющий процедуру внесудебного банкротства граждан Юридический центр
Совет Федерации одобрил закон, уточняющий процедуру внесудебного банкротства граждан

Согласно поправкам взаимодействие оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве с федеральными органами исполнительной власти будет осуществляться через единую систему межведомственного электронного взаимодействия

Один из экспертов «АГ» считает, что закон повысит эффективность и оперативность процедуры внесудебного банкротства граждан, в том числе в результате исключения ее затягивания по причине задвоения обязанностей Социального фонда России и ФНС. Другая полагает, что подход, установленный законом, усложняет и без того непростую работу арбитражного управляющего в процедурах и открывает новые возможности для обжалования его действий или бездействия.

2 августа Совет Федерации одобрил поправки (законопроект № 573052-8) в Закон о банкротстве, уточняющие процедуру внесудебного банкротства граждан, с целью исключения ошибочных отказов гражданам в этой процедуре.

Закон предусматривает, что при подаче гражданином заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке реквизиты документа, удостоверяющего личность такого гражданина, не подлежат размещению оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве в открытом доступе в интернете. Согласно закону при взаимодействии оператора ЕФРСБ с федеральными органами исполнительной власти (Социальный фонд России, ФНС, ФССП) при наличии технической возможности будет осуществляться обмен данными по системе межведомственного электронного взаимодействия.

В соответствии с поправками сведения о предъявлении кредитором своих требований к должнику, а также о включении заявленных требований в реестр требований кредиторов подлежат включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в течение пяти рабочих дней соответственно с даты получения требований или с даты включения требований в реестр требований кредиторов. Для этого ст. 16 Закона о банкротстве дополняется п. 7.2, а ст. 113 – п. 16. Закон уточняет, какая информация должна быть указана в сообщении, подлежащем включению в ЕФРСБ. Подчеркивается, что арбитражный управляющий обязан предоставить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.

Закон устанавливает, что Социальный фонд России не позднее одного рабочего дня со дня поступления запроса от оператора ЕФРСБ будет запрашивать с использованием СМЭВ в ФНС информацию об открытых счетах, вкладах (депозитах) гражданина в кредитных организациях. В свою очередь ФНС не позднее одного рабочего дня со дня получения запроса представляет в Фонд соответствующие сведения. Предоставление такой информации не будет являться нарушением налоговой тайны. Не позднее одного рабочего дня со дня предоставления ФНС информации СФР будет направлять запрос в кредитные организации, которые обязаны представить запрашиваемые сведения не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса. После этого Фонд представит оператору ЕФРСБ с использованием сведения о том, что в отношении гражданина соблюдается условие, предусмотренное абз. 3 подп. 2, абз. 3 подп. 3 или подп. 4 п. 1 ст. 223.2 «Заявление гражданина о признании его банкротом во внесудебном порядке» Закона о банкротстве.

Авторы поправок отметили, что закон направлен на уточнение положений в части внесудебного банкротства граждан с целью исключения ошибочных отказов гражданам при запросе с использованием СМЭВ информации, подтверждающей соответствие гражданина условиям прохождения внесудебной процедуры.

Адвокат МКА «Вердиктъ» Юнис Дигмар считает, что одними из основных вносимых изменений являются упорядочивание взаимодействия между Социальным фондом России, налоговыми органами и кредитными учреждениями, а также исключение возможного дублирования функций СФР и налогового органа. Уточнение в указанной части должно повысить эффективность и оперативность процедуры внесудебного банкротства граждан, в том числе в результате исключения ее затягивания по причине вышеуказанного задвоения обязанностей СФР и ФНС, убежден эксперт.

«Полагаю, что упрощение процедуры представления необходимых сведений путем возложения на государственные органы, СФР и кредитные учреждения соответствующих обязанностей по их сбору (также с использованием СМЭВ) должно способствовать повышению доступности процедуры внесудебного банкротства для социально менее защищенных слоев населения, для которой она, по сути, и предназначена, что в конечном итоге будет положительным образом сказываться на достижении целей потребительского банкротства и снятии социальной напряженности», – прокомментировал Юнис Дигмар.

Старший юрист практики банкротства АБ г. Москвы «Инфралекс» Дарья Соломатина обратила внимание на то, что изменения вносятся не только в ст. 223.2 Закона о банкротстве. «Довольно продолжительное время законодательство и судебная практика по вопросу предоставления информации арбитражными управляющими являются ограничительными для лиц, участвующих в деле: отказ управляющего в предоставлении документов по отдельным вопросам в рамках индивидуальных и, как правило, “немотивированных” запросов кредиторов для судов не свидетельствовал о недобросовестности управляющего. В связи с этим появившиеся ко второму чтению поправки по включению абз. 2 п. 7.2 в ст. 16 в настоящей редакции расширяют положения ныне действующего п. 2 ст. 100 закона. Стоит отметить, что такой подход усложняет и без того непростую работу управляющего в процедурах и открывает новые возможности для обжалования его действий (бездействия)», – поделилась мнением эксперт.

Источник: Адвокатская газета

Call Now Button