Минюст России разработал проект поправок в Уголовный кодекс, направленный на повышение уровня уголовно-правовой охраны правоотношений в экономической сфере, связанных с госрегистрацией юрлиц и предпринимателей. Законопроектом предложено внести изменения в ст. 173.1 «Незаконные образование (создание, реорганизация) юридического лица» и 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица» УК РФ, направленные на установление уголовной ответственности за действия, связанные с незаконной регистрацией физлиц в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с поправками незаконная регистрация гражданина в качестве ИП через подставных лиц, а также представление в регистрирующий орган данных, повлекших внесение в ЕГРИП сведений о подставных лицах, будет наказываться штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. В свою очередь, предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в ЕГРИП сведений о подставном лице, повлекут штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок до двух лет.
В пояснительной записке со ссылкой на данные ФНС России отмечено, что в настоящее время уголовно-правовые запреты, установленные в ст. 173.1 и 173.2 УК РФ, распространяются лишь на действия, связанные с незаконным образованием юрлиц. В то же время ИП наделены схожими правами в сфере предпринимательской деятельности, что и юрлица, однако на них не распространяется ряд ограничений в части распоряжения денежными средствами при их обналичивании. «В силу указанной особенности реквизиты индивидуальных предпринимателей широко используются при совершении преступлений, связанных с незаконной банковской деятельностью, уклонением от уплаты налогов и сокрытием имущества, получением налоговых вычетов, банкротством, легализацией (отмыванием) денежных средств и др.», – указали авторы проекта.
Кроме того, предлагается дополнить примечание к ст. 173.1 УК специальным основанием освобождения от уголовной ответственности подставных лиц, совершивших впервые преступления, предусмотренные ст. 173.1 и 173.2 УК, если они активно способствовали раскрытию или расследованию этого преступления, в том числе изобличению и уголовному преследованию других соучастников. «Такое законодательное решение позволит повысить выявляемость, раскрываемость и эффективность расследования как преступлений, предусмотренных ст. 173.1 и 173.2 УК, совершенных организаторами, так и иных преступлений, связанных с ними», – указано в пояснительной записке.
Адвокат практики уголовного права и процесса «Инфралекс» Мартин Зарбабян отметил, что анализ судебно-следственной практики и статистики показывает, что при совершении преступлений в сфере экономики часто используются номинальные и подставные лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, которые в действительности не занимаются предпринимательской деятельностью и не подозревают о совершении преступлений. «При этом в целом уровень вовлеченности ИП в экономику страны достаточно велик, что в некоторой степени также объясняет желание законодателя криминализовать деяния, связанные с использованием номинальных и подставных предпринимателей», – полагает он.
Эксперт добавил, что определенные вопросы и сложности на практике может вызвать п. 2 примечания в предлагаемой редакции. «Так, например, если незаконное образование юрлица или регистрация в качестве ИП была осуществлена без ведома подставного лица, то это, на мой взгляд, должно не освобождать от ответственности, а исключать такую ответственность. При этом если подставное лицо было уведомлено, что оно будет выступать номиналом и от его имени деятельность будут вести иные лица, то состав рассматриваемого преступления отсутствует. Вместе с тем релевантная практика демонстрирует, что встречаются казусы, когда подставные лица тем не менее привлекаются к уголовной ответственности по ст. 173.1 УК РФ. В связи с чем, вероятно, указанный пункт примечаний требует уточнений и критической оценки с целью исключения в будущем случаев необоснованного привлечения подставных лиц к уголовной ответственности», – предположил Мартин Зарбабян.
Заместитель председателя КА «Нянькин и партнеры» Алексей Нянькин полагает, что предложенные Минюстом поправки вполне вписываются в современные тенденции противодействия незаконной предпринимательской деятельности, основанной на использовании «подставных» лиц при регистрации субъектов предпринимательства. «Законодателем устраняется пробел, допускавший в целях избежания уголовной ответственности по ст. 173.1–173.2 УК РФ использовать для совершения “прикрывающих” сделок не юрлица с так называемыми “номиналами”, а подставных ИП. Новелла должна позволить оптимизировать борьбу не только с преступлениями в сфере предпринимательства, но и с мошенничеством с использованием статуса ИП “подставными” лицами, чья регистрация обусловлена исключительно преступными целями», – заключил он.