2 августа Совет Федерации одобрил поправки в Закон о цифровых финансовых активах, цифровой валюте и в отдельные законодательные акты Российской Федерации (законопроект № 237585-8), которые разработаны в целях закрепления в законодательстве порядка и условий осуществления майнинга цифровой валюты. На рассмотрение и корректировку поправок ушло почти два года. При этом, как ранее писала «АГ», закон претерпел значительные изменения с момента его внесения в Думу.
Закон закрепляет определение «майнинг цифровой валюты», под которым понимается деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации технических средств и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую в том числе технологию распределенного реестра, имеющих целью выпуск цифровой валюты или получение лицом, осуществляющим майнинг цифровой валюты (в том числе участником майнинг-пула), вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе. Также разъясняется, что следует понимать под майнинг-пулом и оператором майнинговой инфраструктуры.
Указано, что организация обращения в РФ цифровой валюты – это оказание услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок или операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, если при осуществлении указанной деятельности используются объекты российской информационной инфраструктуры. Согласно изменениям иностранный номинальный держатель цифровых финансовых активов осуществляет учет и переход прав на зачисленные ему цифровые финансовые активы, принадлежащие иным лицам, в соответствии со своим личным законом. Определение лица в качестве обладателя ЦФА осуществляется в соответствии с личным законом держателя.
Законом разъясняется, что цифровые финансовые активы могут быть зачислены иностранному номинальному держателю цифровых финансовых активов для учета прав на цифровые активы, принадлежащие иным лицам. Цифровые активы должны быть отдельно учтены правилами информационной системы, в которой осуществляется их выпуск. Иностранный номинальный держатель вправе совершать действия, связанные с осуществлением прав, удостоверенных цифровыми финансовыми активами, и распоряжаться ими без доверенности в интересах своих клиентов в соответствии с заключенными с ними договорами. Иностранный номинальный держатель обязан предоставлять информацию о своих клиентах оператору информационной системы. При этом на цифровые финансовые активы, зачисленные иностранному номинальному держателю, не может быть обращено взыскание по его обязательствам.
Выпуск цифровых финансовых активов может приобретаться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами. Решение о выпуске цифровых активов составляется в электронной форме и подписывается электронной подписью ИП, единоличного исполнительного органа юрлица, выпускающих цифровые финансовые активы, либо уполномоченного ими лица. Такое решение может не размещаться на сайте лица, выпускающего цифровые финансовые активы, и на сайте оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, если оно адресовано определенному кругу лиц (ИП или юрлицам) и если цифровые активы могут приобретаться только квалифицированным инвестором, при условии обеспечения доступа к указанному решению оператором информационной системы, Банку России, лицам, которые могут приобрести такие ЦФА, и обладателям ЦФА до полного исполнения обязательств лица, выпустившего цифровые финансовые активы, перед обладателями таких цифровых финансовых активов.
Согласно закону Банк России будет устанавливать особенности учета или обращения иностранных цифровых прав, допущенных к обращению в РФ, в том числе определять требования к лицам, которые вправе их приобретать. Цифровые права не могут приобретаться физическими лицами – гражданами РФ, если иное не предусмотрено нормативным актом ЦБ. Кроме того, Банк России будет устанавливать запрет на квалификацию отдельных иностранных цифровых прав в качестве цифровых прав в целях обеспечения стабильности финансового рынка или в случае угрозы правам и законным интересам инверторов, а также дополнительные требования к иностранным цифровым правам, которые могут быть квалифицированы в качестве цифровых прав.
Законом установлено, что цифровые финансовые активы, решение о выпуске которых содержит указание на то, что они могут приобретаться только ИП и юрлицами, не могут приобретаться другими лицами, за исключением приобретения цифровых финансовых активов в порядке универсального правопреемства и иных случаях, установленных Банком России. Закон запрещает предложение неограниченному кругу лиц цифровой валюты, а также товаров (работ, услуг) в целях организации обращения или обращения цифровой валюты в РФ.
Правительство РФ наделено правом устанавливать требования к майнинг-пулу, а также к лицу, организующему его деятельность. Кроме того, оно вправе установить запрет на осуществление майнинга цифровой валюты (в том числе участие в майнинг-пуле) в отдельных субъектах РФ или на отдельных их территориях.
В соответствии с поправками осуществлять майнинг вправе только российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в соответствующий реестр. При этом физические лица, не превышающие установленные Правительством РФ лимиты энергопотребления, вправе осуществлять майнинг цифровой валюты без включения в реестр. Порядок ведения реестра предлагается устанавливать нормативным актом правительства.
Не вправе осуществлять майнинг цифровой валюты ИП и юрлица, учредителями (участниками), бенефициарными владельцами, единоличным исполнительным органом которых являются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления, включенные в предусмотренный ст. 6 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных гл. VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физлиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения, или в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денег или иного имущества, а также юрлица, если они сами или их учредители (участники), бенефициарные владельцы, единоличный исполнительный орган не соответствуют требованиям к деловой репутации.
В соответствии с законом в случае получения цифровой валюты в результате майнинга лицо, осуществляющее майнинг, в том числе участник майнинг-пула, обязано предоставить информацию о получении цифровой валюты, а также об адресе-идентификаторе, включая адрес-идентификатор майнинг-пула, в уполномоченный орган, в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ. Уполномоченный орган предоставляет эту информацию в Росфинмониторинг и Банк России в порядке и сроках, которые предусмотрены заключенным между ними соглашением.
Организаторами деятельности майнинг-пула могут быть только российские юридические лица, ИП и физические лица, не являющиеся предпринимателями. При этом такие лица могут одновременно осуществлять майнинг цифровой валюты. Контроль за соблюдением требований, предъявляемых к указанным лицам, осуществляет уполномоченный орган, определенный Правительством РФ.
Корреспондирующие изменения внесены в Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в Закон об энергетике, в Закон об особенностях функционирования электроэнергетики, а также в Закон о рекламе.
В комментарии «АГ» адвокат КА МКА «Сед Лекс», старший партнер ЮК «Альтависта» Валерия Аршинова обратила внимание, что соавтор инициативы, депутат Госдумы Антон Горелкин сообщил о том, что власти рассматривают криптовалюту как инструмент обхода санкций и точку высокотехнологичного экспорта. «В частности, данная цель следует из положения об отсутствии необходимости совершения сделок, связанных с использованием цифровых финансовых активов в качестве встречного предоставления по внешнеторговым договорам (контрактам) через оператора обмена цифровых финансовых активов», − добавила адвокат.
Валерия Аршинова обратила внимание на исключение предлагавшихся в проекте закона положений о запрете организации обращения цифровой валюты на территории РФ, которое фактически блокировало деятельность криптобирж и криптообменников. «Физическим лицам, не являющимся ИП, предоставлена возможность майнить криптовалюту без включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, при условии, что потребляемая энергия при осуществлении такой деятельности не превышает лимитов энергопотребления. Кроме того, Правительство РФ будет устанавливать особенности введения полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами, используемыми в целях осуществления майнинга цифровой валюты», − заметила она.
Адвокат заметила, что юрлицам и ИП запрещается совмещать осуществление майнинга цифровой валюты с деятельностью по передаче электрической энергии, по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и по производству или купле-продаже электроэнергии. Закон также расширил перечень лиц, которые не могут заниматься майнингом, добавив организации и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения по решению комиссий ООН. «В целом закон сохранил свою функцию контроля со стороны государства над майнинговой деятельностью внутри страны, но расширил возможности участия в сделках с использованием криптовалюты и майнига иностранных организаций. Однако из текста закона неясна практическая реализация обязанности иностранного номинального держателя цифровых финансовых активов предоставлять информацию о своих клиентах оператору информационной системы, учитывающему соответствующие цифровые финансовые активы, а также ответственность за неисполнение данной обязанности», − заключила Валерия Аршинова.
Адвокат АП Свердловской области Михаил Зельдин указал, что закон конкретизирует порядок и условия выпуска цифровых валют путем майнинга, дается определение этому термину. «Майнинговая деятельность разделена на любительскую и профессиональную. Любители – это физические лица, которые не превышают установленный правительством лимит потребления электроэнергии. Профессиональными майнерами и операторами майнинговой инфраструктуры могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Такие лица вправе заниматься деятельностью по выпуску цифровых валют с момента включения их в специально создаваемые для этих целей реестры. К ним предъявляется ряд дополнительных требований. Например, профессиональными участниками этого рынка не могут быть лица, имеющие судимость за любые экономические преступления, преступления против государственной власти, а также за любые умышленные преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Лица, включенные в реестры, должны передавать информацию о выпуске криптовалюты уполномоченному органу, в отношении них действуют положения антиотмывочного Закона № 115-ФЗ», – отметил адвокат.
Михаил Зельдин обратил внимание, что теперь разрешается отчуждение полученной в результате майнинга цифровой валюты, но только лицами, которые сами ее получили, и без использования российской инфраструктуры. К тому же Правительство РФ вправе запретить указанные сделки или даже в целом запретить майнинговую деятельность в отдельных субъектах или на отдельных территориях, добавил он.