Принят закон, регулирующий условия и случаи применения приставами спецсредств и оружия Юридический центр
Принят закон, регулирующий условия и случаи применения приставами спецсредств и оружия

В частности, поправки предусматривают использование органами принудительного исполнения технических средств, средств аудио-, фото- и видеофиксации для документирования преступлений, административных правонарушений, происшествий

Один из экспертов «АГ» отметил, что принятые нормы подробно регламентируют, кто и в каких ситуациях вправе применять спецсредства, а также в каких случаях запрещается их применение. Другой надеется, что утвержденный порядок не заблокирует или не уменьшит технические возможности сотрудников, поскольку возможна ситуация, когда необходимые технические средства не приобретены для сотрудников или их недостаточно.

Госдума в третьем чтении приняла закон о внесении изменений в Закон об органах принудительного исполнения РФ (законопроект № 613023-8). Как ранее писала «АГ», законом вносятся изменения в части предоставления их сотрудникам права на применение в установленных законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Впоследствии законопроект претерпел изменения.

Так, Закон об органах принудительного исполнения РФ дополнен ст. 6.8 «Использование технических средств, средств аудио-, фото- и видеофиксации», согласно которой органы принудительного исполнения используют технические средства, средства аудио-, фото- и видеофиксации при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, в зданиях, помещениях судов, в зданиях, помещениях органов принудительного исполнения, а также для фиксирования действий сотрудников органов принудительного исполнения, выполняющих возложенные на них обязанности. Перечень технических средств, средств аудио-, фото- и видеофиксации, порядок их использования устанавливаются главным судебным приставом РФ.

Законом дополнены полномочия главного судебного пристава РФ по утверждению правил и норм определения численности сотрудников органов принудительного исполнения, на которых возложена задача по непосредственному обеспечению установленного порядка деятельности судов. Кроме того, по утверждению порядка уведомления председателя суда, прокурора о случаях применения сотрудниками органов принудительного исполнения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия, а также порядка организации и обеспечения собственной безопасности, определению тактики осуществления мер собственной безопасности.

Кроме того, предусматривается обязанность уведомления сотрудником в течение 24 часов прокурора в случае причинения смерти или ранения в результате применения физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия. Также необходимо уведомить близкого родственника или близкое лицо гражданина в случае причинения ему телесных повреждений в результате применения сотрудником органов принудительного исполнения физической силы, спецсредств или оружия.

При этом закон устанавливает обязанность сотрудника по обеспечению оказания первой помощи лицам, получившим телесные повреждения, а также принятию мер по предоставлению им медпомощи в возможно короткий срок, сохранению места происшествия по возможности без изменения, если в результате применения им физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

Законом предусмотрен запрет на применение специальных средств в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудников органов принудительного исполнения.

Кроме того, установлен запрет на применение огнестрельного оружия с производством выстрела на поражение при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, в отношении женщин, инвалидов и несовершеннолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотруднику органов принудительного исполнения. При применении сотрудником резиновой палки не допускается нанесение человеку ударов по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца.

Предусматривается возможность применения огнестрельного оружия в случае задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержавшего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным, а также обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника органов принудительного исполнения.

В комментарии «АГ» адвокат, партнер АБ «ЭКС ЛЕГЕС» Максим Дрожжин положительно оценил закон, пояснив, что регулирование ситуаций, в которых приставы смогут применять спецсредства на законодательном уровне, необходимо: «Принятые нормы подробно регламентируют, кто и в каких ситуациях вправе применять спецсредства, а в каких случаях их применение запрещается».

Максим Дрожжин заметил, что принятый закон незначительно отличается от первоначального законопроекта. Основная поправка заключается в дополнении Закона об органах принудительного исполнения РФ ст. 6.8, которая наделяет приставов правом использовать аудио-, фото- и видеоустройства для фиксации обстоятельств совершения преступлений и административных правонарушений, в том числе в общественных местах, в помещениях судов и зданиях ФССП. Перечень таких средств и порядок их использования установит главный судебный пристав РФ. Он также установит порядок обеспечения приставами собственной безопасности и определит тактику применения необходимых для этого мер.

Адвокат подчеркнул, что остальные различия первоначальной редакции и принятого закона имеют значение с точки зрения юридической техники, но никак не искажают сути правового регулирования норм, предусмотренных первоначальной редакцией законопроекта. «С учетом задач органов принудительного исполнения, предусмотренных законом, такие изменения являются необходимыми, поскольку устраняют правовой пробел. Верховный Суд уже высказывал позицию о том, что органы принудительного исполнения РФ отнесены к правоохранительным органам без каких-либо исключений при осуществлении охраны общественного порядка, обеспечении общественной безопасности. Однако до внесения поправок в закон правом применять оружие, спецсредства и физическую силу обладали только приставы по ОУПДС», − напомнил Максим Дрожжин. Он выразил надежду, что совершенствование правового регулирования положительно скажется на деятельности органов принудительного исполнения и будет способствовать повышению эффективности и качества выполнения ими своих задач.

Председатель правления РО МОО «Ассоциация ветеранов Службы судебных приставов» Алексей Шарон заметил, что, в отличие от проекта, закон дополнен положением о том, в каком порядке служба судебных приставов вправе использовать технические средства, средства аудио-, фото- и видеофиксации в своей деятельности. Порядок будет установлен главным судебным приставом РФ. «Остается надеяться, что утвержденный порядок не заблокирует или не уменьшит технические возможности сотрудников, поскольку, по всей видимости, съемку и запись на личный телефон вести будет запрещено. В то же время возможна ситуация, когда необходимые технические средства не приобретены для сотрудников или их окажется недостаточно. В связи с этим вызывает интерес будущий порядок использования технических средств, который утвердит главный судебный пристав РФ Дмитрий Аристов в ближайшее время», − указал эксперт.

Источник: Адвокатская газета

Call Now Button