Общественный контроль за местами принудительного содержания смогут осуществлять больше организаций Юридический центр
Общественный контроль за местами принудительного содержания смогут осуществлять больше организаций

В частности, в соответствующий перечень предложено включить не только общественные объединения, но и ассоциации (союзы), фонды и автономные некоммерческие организации

Одна из адвокатов выделила недостаток законопроекта, в частности указание цели деятельности общественного контроля: он направлен на исправление лиц, а не на соблюдение их прав. Другой указал, что предлагаемые поправки упорядочивают законодательство, однако качественных изменений в сфере общественного контроля за соблюдением прав человека не несут. В ФПА отметили, что законопроектом предлагается сузить круг участвующих в такой деятельности общественных объединений только до объединений, признаваемых государством социально ориентированными некоммерческими организациями, а также имеющих право на участие в выдвижении кандидатов в ОНК.

5 июля Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 665126-8, которым предлагается расширить в УИК РФ перечень организаций, имеющих право оказывать содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

Законопроектом предложено исключить из ч. 2 ст. 2 УИК ссылку на общественные объединения. Также предлагается изменить название ст. 23 УИК на «Осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях, а также содействие лицам, в них содержащимся».

В ч. 3 ст. 23 УИК также вносятся изменения, расширяющие перечень организаций, которые имеют право оказывать содействие лицам, содержащимся в исправительных центрах, исправительных учреждениях, дисциплинарных воинских частях, а также администрациям исправительных центров и исправительных учреждений в целях исправления осужденных к принудительным работам и лишению свободы.

Кроме того, в ч. 4 ст. 23 УИК уточняются организации, представители которых могут входить в состав попечительского совета при исправительном учреждении. Также предлагается изменить название ст. 142 УИК на «Участие родительских комитетов в работе воспитательных колоний».

В пояснительной записке отмечается, что законопроект подготовлен в целях приведения положений УИК в соответствие с поправками в Закон об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в таких местах (законопроект № 99435-8). Данный закон изменяет перечень некоммерческих организаций, осуществляющих общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействующих лицам, находящимся в таких местах, который установлен в ч. 1 ст. 1 Закона об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в таких местах принудительного содержания. В частности, в перечень включены не только общественные объединения, но и ассоциации (союзы), фонды и автономные некоммерческие организации.

Поясняется, что исключение из ч. 2 ст. 2 УИК ссылки на общественные объединения связано с тем, что данной статьей уже предусматривается участие в исправлении осужденных иных организаций, к которым относятся в том числе общественные объединения (Закон о некоммерческих организациях).

В комментарии «АГ» адвокат АП Московской области Виолетта Волкова обратила внимание на предлагаемые изменения в ч. 3 ст. 23 УИК, которые ограничивают права общественных организаций в части осуществления контроля над деятельностью исправительных учреждений. «Такое ограничение производится по нескольким основаниям: перечень общественных организаций ограничен теми, которые имеют право на выдвижение кандидатур в ОНК, а деятельность таких организаций ограничивается регионом регистрации и направлена не на соблюдение прав лиц, а на их исправление», − пояснила она.

Виолетта Волкова напомнила, что ст. 10 Закона об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в таких местах, предусматривает, что такая организация должна иметь государственную регистрацию, осуществлять деятельность более трех лет, ее уставной целью должна быть защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина. Деятельность таких организаций увязывается с регионом их регистрации. По ее мнению, региональный критерий будет существенно ограничивать деятельность таких организаций, чего в настоящее время нет. Это может повлиять на независимость такой деятельности.

Адвокат выделила недостатки законопроекта. Во-первых, возможность участия одних и тех же организаций в оказании содействия как лицам, находящимся в учреждениях пенитенциарной системы, так и самим пенитенциарным учреждениям, что создает противоречие интересов таких лиц. Во-вторых, это указание цели деятельности общественного контроля: он направлен на исправление лиц, а не на соблюдение их прав.

Адвокат АБ Санкт-Петербурга Q&A Роман Нефёдов положительно оценил предлагаемые поправки, поскольку они упорядочивают законодательство, однако качественных изменений в сфере общественного контроля за соблюдением прав человека не несут. Он отметил, что в действующей редакции ст. 23 УИК указана только одна форма некоммерческой организации, уполномоченной осуществлять деятельность в сфере контроля за соблюдением прав осужденных, − общественное объединение. Такой подход необоснованно ограничивает участие некоммерческих организаций, образованных в иной форме (ассоциации, фонды, автономные некоммерческие организации), в этой деятельности. Предлагаемые изменения устраняют это формальное препятствие для иных социально ориентированных организаций, приводят положения УИК в соответствие с Законом о некоммерческих организациях.

Советник ФПА РФ Игорь Пастухов заметил, что законопроектом в перечень лиц, допускаемых государством к оказанию содействия лицам, находящимся в местах заключения, включены ассоциации (союзы), фонды, автономные некоммерческие организации, имеющие право выдвигать кандидатуры в состав общественных наблюдательных комиссий. В настоящее время в законе указаны только общественные объединения, к которым такие организации не относятся. «Очевидно, что если их представители способны участвовать в общественном контроле за местами принудительного содержания, то абсолютно логично и участие таких организаций в помощи содержащимся в них лицам», − полагает он.

«Однако одновременно законопроект предлагает и определенные ограничения по кругу лиц. Если сейчас в законе указаны общественные объединения, без ограничений для них, то законопроектом предлагается сузить круг участвующих в такой деятельности общественных объединений только до объединений, признаваемых государством социально ориентированными некоммерческими организациями, а также имеющими право на участие в выдвижении кандидатов в ОНК. В частности, это означает, что при принятии законопроекта в такой деятельности не смогут участвовать политические партии и не имеющие государственной регистрации общественные движения и органы общественной самодеятельности», − указал Игорь Пастухов.

Источник: Адвокатская газета

Call Now Button