Нормы КоАП, касающиеся деятельности по возврату просроченной задолженности, будут скорректированы Юридический центр
Нормы КоАП, касающиеся деятельности по возврату просроченной задолженности, будут скорректированы

В частности, законопроект предусматривает ответственность за незаконное использование юрлицом в своем наименовании словосочетания «профессиональная коллекторская организация»

По мнению одного из экспертов «АГ», рассматриваемые изменения затрагивают важный аспект регулирования рынка взыскания задолженности. Другой полагает, что поправки касаются прежде всего новых полномочий службы судебных приставов.

Правительство РФ внесло в Госдуму проект поправок в КоАП РФ (законопроект № 665134-8), направленных на приведение отдельных норм Кодекса в соответствие с новой редакцией Закона о защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Как ранее писала
«АГ», проект изменений был разработан Минюстом в октябре 2023 г.

Так, предлагается конкретизировать ст. 14.57 КоАП «Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», уточнив ее с учетом положения п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП, согласно которому административная ответственность в КоАП устанавливается за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Отмечается, что в августе 2023 г. были приняты поправки в Закон о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и в Закон о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях. В частности, понятие «юридическое лицо, включенное в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности» предлагается заменить понятием «профессиональная коллекторская организация».

В связи с этим в п. 2 ст. 14.57 уточняется, что она касается профессиональных коллекторских организаций, кредитных или микрофинансовых организаций, включенных в перечень, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. При этом из нее исключена мера ответственности в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Проектируемый п. 4 ст. 14.57 Кодекса вводит ответственность за незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании словосочетания «профессиональная коллекторская организация». Она предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Новый п. 5 этой статьи предусматривает ответственность за неисполнение решения контролирующего органа власти об ограничении использования, одного или нескольких способов взаимодействия с должником. За это должностные лица будут подвергаться административному штрафу в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификации на срок до одного года, а юридические лица – штрафу в размере от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

Проектируемый п. 6 ст. 14.57 КоАП предусматривает, что за осуществление взаимодействия с должником, направленного на возврат просроченной задолженности, с нарушением законодательных ограничений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 50 тыс. до 500 тыс. руб; на должностных лиц – от 100 тыс. до 1 млн руб. или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц – от 200 тыс. до 2 млн руб.

В свою очередь, ч. 2 ст. 28.3 «Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях» КоАП дополняется п. 117 о том, что должностные лица ФССП России будут составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6 и 19.7 Кодекса. Как отмечено в пояснительно записке к поправкам, в настоящее время соответствующие полномочия ФССП в КоАП не определены.

«Принятие законопроекта позволит усовершенствовать механизмы защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности и создаст условия для достижения цели административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами», – отмечено в пояснительной записке.

Председатель правления РО МОО «Ассоциация ветеранов Службы судебных приставов» Алексей Шарон полагает, что поправки касаются прежде всего новых полномочий службы судебных приставов: к контролю за деятельностью коллекторских организаций добавились кредитные и микрофинансовые. «Контроль ФССП России осуществляет в части взыскания просроченной задолженности с граждан. В связи с этим ст. 14.57 КоАП РФ дополняется новыми субъктами, подпадающими под такой контроль. Дополнительно вводится ответственность за незаконное использование наименования “профессиональная коллекторская организация”. Такие изменения должны положительно отразиться для граждан, как показала жизнь, служба судебных приставов в целом неплохо справляется с возложенными на нее задачами по контролю за работой коллекторских организаций», – считает он.

Адвокат АП Саратовской области Денис Вениционов полагает, что рассматриваемые изменения затрагивают важный аспект регулирования рынка взыскания задолженности. «Этот законопроект имеет важное значение, так как ограничение доступа к рынку профессионального взыскания задолженности повысит не только профессионализм, но и законность участников этого рынка. В свою очередь, риск наступления административной ответственности будет обеспечивать более цивилизованный и уважительный подход в работе с должниками. Также необходимо включить в указанный законопроект и положения об ограничениях на рекламу, в том числе в интернете, таких услуг, чтобы не создавать неверного понимания у граждан», – считает он.

Источник: Адвокатская газета

Call Now Button