Роспотребнадзор представил на общественное обсуждение
проект поправок в Закон о защите прав потребителей, которые предусматривают запрет на навязывание потребителю дополнительных товаров, работ или услуг.
В пояснительной записке указывается, что проект разработан во исполнение поручения Правительства РФ и направлен на решение проблематики, связанной с совершением хозяйствующими субъектами противоправных фактических действий. Также указано, что поправки в полной мере соответствует основным целям Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 г., утвержденной Распоряжением Правительства от 28 августа 2017 г. № 1837-р, предусматривающим предотвращение недобросовестных практик, которые отрицательно сказываются на потребителях. Также положения направлены на гармонизацию законодательства, в частности с ч. 2.1 ст. 14.8 КАП, устанавливающей административную ответственность за совершение проектируемыми нормами материального права противоправных действий.
По мнению авторов законопроекта, решение проблемы навязывания потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) имеет большое общественное и социальное значение, поскольку такие действия хозяйствующих субъектов зачастую основаны на манипулировании и угрозе применения к потребителю негативных последствий, таких как отказ в заключении договора, неприменение скидки на товар или услугу, взыскание с потребителя убытков или неустойки, вследствие чего потребителем заключаются самостоятельные дополнительные договоры на невыгодных для него условиях. При этом авторы проекта сослались на
Постановление Конституционного Суда от 3 апреля 2023 г. № 14-П/2023, в котором указано, что при наличии комплекса явно неблагоприятных для покупателя обстоятельств, прежде всего связанных с отсутствием у него возможности свободно принимать во внимание все позитивные и негативные для себя условия договора, защита его прав должна реализовываться не путем полного отказа от предоставленной продавцом скидки, а путем пропорциональности взыскания части скидки тому объему выплат, которые покупатель не произвел или которые ему возвращены.
Для этого предложено дополнить ст. 16 закона п. 3.1, согласно которому продажа дополнительных товаров, работ или услуг за отдельную плату осуществляется продавцом, исполнителем или владельцем агрегатора исключительно с согласия потребителя. Запрещается навязывание их потребителю путем предложения до заключения основного договора приобрести допуслуги или заключить иные договоры, приобретение или заключение которых обусловливается обязательностью при приобретении интересующих их товаров, работ или услуг.
Кроме того, предлагается закрепить, что потребитель вправе отказаться от оплаты таких товаров, работ или услуг, а если они оплачены, то он вправе потребовать возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ или оказание дополнительных услуг за плату должно будет оформляться в письменной форме, если иное не предусмотрено законом. Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на продавца, исполнителя или владельца агрегатора. При этом не допускается проставление автоматических отметок о согласии либо выражение продавцом за потребителя согласия в ином виде на предоставление ему дополнительных товаров или формирование условий, предполагающих изначальное согласие потребителя на предоставление ему дополнительных товаров.
Также в целях структурирования и упорядочивания правовых норм законопроектом предлагается исключить абз. 4 и 5 из п. 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 сентября 2025 г.
В комментарии «АГ» адвокат МКА «СИЛА ЗАКОНА» Арсен Егиазарян положительно оценил законодательную инициативу, посчитав ее необходимой. «Однако нужно подумать над тем, чтобы у продавцов не оставалось иной лазейки, чтобы навязывать дополнительные услуги. Например, есть продавцы, которые в дополнительном соглашении к договору купли-продажи указывают, что предоставляют определенную скидку, и в счет этой скидки покупатель обязан оформить определенный перечень дополнительных услуг. При отказе от одной из дополнительных услуг скидка аннулируется. После вступления в силу поправок в Закон о защите прав потребителей продавцы уже не будут прямо об этом писать в документах, и, возможно, для того чтобы склонить покупателя к приобретению дополнительных услуг, продавец прибегнет к другим манипуляциям, чтобы не нарушать требования закона», – считает он.
Управляющий партнер юридической фирмы LEXING Андрей Тишковский также позитивно оценил законопроект, отметив, что ранее в сфере кредитования были сделаны шаги в этом направлении. «Довольно уязвимой оставалась сфера продажи автомобилей: автосалоны навязывают независимые гарантии и услуги “помощи на дорогах”. Нередко с навязыванием услуг приходится встречаться при покупке авиа- и ж/д билетов, когда перевозчик предустанавливает отметки в полях о приобретении страховки и прочих услуг», – заметил он.
Андрей Тишковский выделил и недостаток в законопроекте: в нем отсутствует регулирование случаев, когда при приобретении дополнительных услуг продавец предоставляет потребителю скидку, а в случае отказа от дополнительной услуги размер скидки подлежит взысканию с потребителя (Постановление КС от 3 апреля 2023 г. № 14-П/2023). «Речь идет о случаях, когда покупатель авто, отказываясь от дополнительной услуги в размере 50 тыс. руб., обязуется согласно договору уплатить продавцу 250 тыс. руб. КС указал на необходимость взыскания скидки пропорционально стоимости дополнительных услуг, но в законопроекте такая норма отсутствует», – указал он.