Предложены поправки в КоАП для защиты автовладельцев от незаконных штрафов Юридический центр
Предложены поправки в КоАП для защиты автовладельцев от незаконных штрафов

По мнению авторов законопроекта, данные, полученные с передвижных и мобильных специальных комплексов фиксации, не должны быть основанием для автоматического привлечения владельцев транспортных средств к ответственности

Один из адвокатов посчитал, что необходимо законодательное закрепление информирования водителей о фиксации превышения скорости на дороге. Другая заметила, что по делам, связанным с правонарушениями в области дорожного движения, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами собственник транспортного средства становится виновником автоматически, даже если он не был в тот момент за рулем.

В Госдуму внесен законопроект № 632503-8 о поправках в КоАП, направленных на защиту собственников транспортных средств от незаконного привлечения к административной ответственности, обусловленного недобросовестными действиями владельцев передвижных и мобильных специальных технических средств.

Часть 3 ст. 1.5 КоАП предусматривает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к ней. Законопроектом предложено изменить это примечание, закрепив, что презумпция невиновности не будет распространяться на административные правонарушения в области дорожного движения только в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме стационарными специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или стационарно установленными средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в настоящее время с помощью специальных комплексов фиксации выявляется более 2/3 правонарушений в области дорожного движения. Специальные комплексы фиксации могут быть стационарными, передвижными и мобильными. Передвижные комплексы используются в основном частными структурами для выявления нарушений скоростного режима. В обязанности частных структур, эксплуатирующих камеры видеофиксации, входят не только выявление нарушений, но и распечатка и доставка постановлений о наложении административных штрафов до конкретных собственников транспортных средств. При этом специальные комплексы фиксации устанавливаются, как правило, не на участках с высокой аварийностью, а в местах, где владельцы транспортных средств часто допускают незначительное нарушение скоростного режима.

Авторы поправок указали, что в целях увеличения количества выявленных административных правонарушений недобросовестные владельцы специальных комплексов фиксации порой некорректно устанавливают камеры по отношению к дороге либо искусственно увеличивают показатель погрешности, чем существенно нарушают права собственников транспортных средств. Обжалование таких необоснованно вынесенных постановлений связано со значительными временными, физическими, моральными и материальными издержками, в том числе в связи с тем, что такие камеры, в отличие от стационарных комплексов, могут менять свое расположение практически ежедневно.

По мнению разработчиков проекта, данные, полученные с передвижных и мобильных специальных комплексов фиксации, не должны быть основанием для автоматического привлечения владельцев транспортных средств к административной ответственности. Такие данные могут являться лишь основанием для проведения ГИБДД проверки. Таким образом, принятие поправок позволит защитить права автовладельцев средств от незаконного привлечения к административной ответственности.

Правительство РФ не поддержало поправки, указав в отзыве, что в соответствии с КоАП данные, полученные с применением надлежащих специальных технических средств, признаются доказательствами и подлежат оценке уполномоченным должностным лицом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении. В целях профилактики незаконного привлечения владельцев транспортных средств к административной ответственности МВД России приняты меры по обязательному информированию участников дорожного движения посредством общедоступных информационных ресурсов о местах размещения работающих в автоматическом режиме специальных технических средств.

Отмечается, что на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 1208818-7 «О внесении изменений в ст. 2.61 и 24.5 КоАП РФ» (внесен в 2021 г. – Прим. ред.), направленный на закрепление правовых гарантий законности и обоснованности привлечения граждан к административной ответственности за совершение административных правонарушений, зафиксированных специальными техническими средствами. Таким образом, подчеркнуло правительство, в настоящее время обеспечивается комплексный подход к решению вопросов соблюдения законности при привлечении граждан к административной ответственности за нарушения, выявленные передвижными и мобильными специальными техническими средствами.

В комментарии «АГ» адвокат, советник МКА «Аронов и Партнеры» Сергей Смирнов посчитал законодательную инициативу и внимание к проблеме мобильных и переносных средств фиксации превышения скорости своевременными и необходимыми. Он отметил, что согласно статистике из информационно-аналитического обзора научного центра безопасности дорожного движения МВД России о правоприменительной деятельности в области безопасности дорожного движения, в 2023 г. количество возбужденных дел об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения составило 240,1 млн – 92% дел, возбужденных на основании материалов, полученных при использовании комплексов фотовидеофиксации; 81,9% выявленных при использовании комплексов фотовидеофиксации нарушений – превышение установленной скорости движения ТС (ст. 12.9 КоАП). В 2023 г. практически 100% фактов превышения скорости выявлены в ходе эксплуатации комплексов фотовидеофиксации в автоматическом режиме, подчеркнул адвокат.

«Как указано в законопроекте, при выявлении фактов превышения скорости мобильными и переносными комплексами предлагается проводить проверки силами ГИБДД, а уж после выносить решение о наложении штрафа. В таком случае на ГИБДД ляжет огромная работа. Здесь действительно необходим комплексный подход, в том числе законодательное закрепление информирования водителей о фиксации превышения скорости на дороге с помощью установки информационных табло и навигаторов, которыми пользуются водители. Например, предусмотреть, что в случае отсутствия информирования водитель не привлекается к административной ответственности при незначительном превышении скорости, например от 20 до 40 км/ч», – предложил Сергей Смирнов.

Адвокат КА «Династия», к.ю.н. Елена Дьякова полагает, что такие поправки в законодательство напрашивались уже давно. «Фактически презумпция невиновности по таким правонарушениям отсутствует. По делам, связанным с правонарушениями в области дорожного движения, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, собственник транспортного средства становится виновником автоматически, даже если он не был в тот момент за рулем. Доказывать обратное – это проблема собственника транспортного средства», – указала она.

Адвокат отметила, что законопроект направлен больше на борьбу с передвижными комплексами фиксации. По ее мнению, в ближайшем будущем они будут запрещены вообще. «В Москве при апелляционном обжаловании суды последние года три отменяют постановления по привлечению к ответственности по ст. 12.19 КоАП “парковка на газоне”, если правонарушение зафиксировано передвижным, а не стационарным комплексом», – поделилась Елена Дьякова.

Источник: Адвокатская газета

Call Now Button