Правительство внесло в Думу проект налоговой реформы Юридический центр
Правительство внесло в Думу проект налоговой реформы

Поправки направлены на комплексное системное изменение параметров налоговой системы в части налогообложения корпоративных и личных доходов

По мнению одного адвоката, после принятия поправок бизнес будет закладывать в себестоимость дополнительные расходы на уплату налогов и произойдет существенное удорожание товаров и услуг для простых граждан. Другая полагает, что при изучении законопроекта вопросов возникает больше, чем ответов, в связи с чем она выразила надежду на то, что после первого чтения поправки получат новые очертания и ответят хотя бы на часть вопросов.

Правительство РФ внесло в Госдуму масштабные поправки в Налоговый кодекс (законопроект
№ 639663-8), направленные на комплексное системное изменение параметров налоговой системы в части налогообложения корпоративных и личных доходов на базе принципа справедливости и эффективности перераспределения поступлений между различными слоями населения и секторами экономики.

Ключевые предложения поправок

Поправки, в частности, признают налогоплательщиков, применяющих УСН, плательщиками НДС. Лица, применяющие УСН, могут рассчитывать на освобождение от НДС, если за предшествующий налоговый период сумма доходов не превысила 60 млн рублей, а также на применение либо общего порядка исчисления и уплаты НДС, либо пониженных ставок по нему в размере: 5%, если сумма доходов не превысила 250 млн руб., и 7 %, если сумма доходов не превысила 450 млн руб. При этом налогоплательщики, применяющие УСН и осуществляющие исчисление и уплату НДС по этим пониженным ставкам, не вправе рассчитывать на налоговые вычеты по НДС.

В п. 7 ст. 145.1 НК вносятся изменения, согласно которым участник проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности вправе направить налоговикам электронные уведомление и документы по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. За участником такого проекта сохраняется право направить в налоговый орган документы и уведомление по почте заказным письмом, в этом случае днем их представления в налоговый орган по-прежнему считается шестой день со дня направления заказного письма.

В ст. 181 «Подакцизные товары» НК предлагается включить упоминание фармацевтической субстанции этилового спирта, корректируется содержание подакцизного природного газа, вводятся понятия никотинового сырья и бестабачной никотинсодержащей смеси для нагревания. Определена налоговая база по ряду подакцизных товаров, приведены налоговые ставки по ним. Изменениям подверглись порядок отнесения сумм некоторых акцизов, условия применения вычетов по ним. Предусмотрены условия освобождения налогоплательщика от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган соответствующих документов (их копий).

В свою очередь, корректируется налогообложение по НДФЛ через введение дифференцированных ставок в зависимости от размера и вида дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде. Так, в ст. 224 появятся 5 видов ставок по НДФЛ, которые варьируются от 13 до 22%. Будет введено ограничение права на применение налоговых преференций в виде освобождения от НДФЛ при долгосрочном владении ценными бумагами и долями участия в уставном капитале, если соответствующие доходы превышают 50 млн руб. за налоговый период. Увеличатся размеры стандартных налоговых вычетов на второго и последующих детей и предельный размер доходов, до достижения которого применяются стандартные вычеты. Стандартный налоговый вычет предложено распространить на лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) комплекса «Готов к труду и обороне» и прошедших диспансеризацию.

«Налогообложение налогом на доходы физических лиц доходов участников СВО, получаемых в связи с участием в ней, не изменится. Также в законопроекте учтена техническая правка, предусматривающая выравнивание обложения налогом на доходы физических лиц нерезидентов в виде процентов по вкладам и в виде дивидендов на уровне 15%, – отмечено в пояснительной записке. – Законопроектом также предусматривается увеличение налога на доходы физических лиц, уплачиваемого налогоплательщиками в фиксированном размере с доходов в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний».

Касательно налога на прибыль, в частности, меняются отдельные коэффициенты в порядке определения стоимости амортизируемого имущества и расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. С 20 до 25% увеличивается общая ставка по этому налогу.

Статьей 286.2 НК вводится понятие федерального инвестиционного налогового вычета, определены условия его предоставления и максимальный размер, а также круг налогоплательщиков, лишенных права на его применение (среди них, в частности, банки и иностранные организации). Этот вычет, по мнению разработчика поправок, позволит уменьшать сумму налога на прибыль организаций, подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на капитальные расходы, произведенные в рамках инвестиционных проектов, требования к которым будут установлены Правительством РФ.

Кроме того, скорректированы предусмотренные ст. 333.33 НК РФ размеры госпошлин при регистрации прав на недвижимость, в зависимости от того, в чьей собственности она находится (физлица или организации) и кадастровой стоимости.

В свою очередь, в налоговых ставках НДПИ появился показатель в 8,4% при добыче природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней, некоторые из ставок имеют новые значения в сторону увеличения. Уточнен порядок определения и применения рентного коэффициента Крента в ст. 342.8 Кодекса.

Поправки также меняют условия применения УСН: в частности, допустимая численность персонала увеличена с 100 до 130 человек, предельная остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии, увеличена до 200 млн руб. вместо 150. Кроме того, как указано в пояснительной записке, до 337,5 млн руб. повышается величина предельного размера доходов организаций в целях перехода на УСН. С 1 января 2025 г. для налогоплательщиков, применяющих УСН, предусматривается увеличение предельного размера доходов до 450 млн руб.

В отношении имущественного налога организаций, если налоговая база в отношении недвижимости определяется как кадастровая стоимость и кадастровая стоимость каждого из таких объектов превышает 300 млн руб., налоговые ставки будут устанавливаться законами субъектов РФ и не смогут превышать 2,5%. Кроме того, будет скорректирован порядок применения пониженных тарифов страховых взносов.

В ст. 5 НК, в частности, появятся понятие дробления бизнеса, нюансы действия налоговиков при его обнаружении. «Одновременно законопроектом предусмотрена амнистия для налогоплательщиков, готовых отказаться от схем дробления бизнеса, – устанавливается порядок проведения прекращения обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов (амнистии), не уплаченных в результате дробления бизнеса налогоплательщиков при добровольном отказе такими лицами от дробления бизнеса», – отмечено в пояснительной записке.

Эксперты критически отнеслись к основным изменениям

Партнер и руководитель налоговой практики Five Stones Consulting Екатерина Болдинова отметила, что, судя по количеству и качеству поправок, грядет даже не налоговая реформа, а целая «налоговая революция», поскольку такой масштабной перестройки НК РФ в части НДФЛ и УСН не было очень давно. При этом она заметила, что ранее в России уже применялась прогрессивная шкала НДФЛ в период с 1992 по 2001 гг. «В начале 1990-х гг. люди с доходом до 200 тыс. руб. в год должны были отдавать государству 12% заработанного; от 200 до 400 тыс. – 20% с суммы превышения; от 400 до 600 тыс. – 30%, а больше этой суммы – 40%. Минимальные доходы налогом не облагались. Поэтому нынешние предложения не выглядят такими уж “новыми”. Но, честно говоря, очень удивляет ссылка на то, что изменения затронут лишь 3,2% населения. Законопроект предлагает следующие ставки: для доходов до 2,4 млн руб. в год – 13%; для доходов от 2,4 до 5 млн руб. в год – 15%, для доходов от 5 до 20 млн руб. – 18%, для доходов от 20 до 50 млн руб. – 20%; для доходов свыше 50 млн руб. – 22%. И здесь интересно, что доход до 2,4 млн руб. в год соответствует верхней планке дохода налогоплательщиков на режиме НПД или «самозанятых», причем налоговая ставка для самозанятых заметно ниже – 4% по операциям с физлицами и 6% по операциям с юрлицами. То есть быть самозанятым с небольшим доходом становится намного выгоднее, чем быть сотрудником с зарплатой до 200 тыс. руб. в месяц», – заметила она, напомнив при этом, что ранее власти обещали, что малоимущие будут освобождены от налогов вообще, однако в законопроекте такая идея не прослеживается.

По мнению эксперта, больше всего от введения прогрессивной шкалы пострадают те, у кого не один источник дохода, а несколько – инвесторы, владельцы нескольких бизнесов и так далее. «Здесь, на мой взгляд, заключается самое интересное – в сравнении “пороговых значений” доходов для разных налоговых ставок с другими странами, ведь, если помните, одним из доводов для увеличения налогообложения была необходимость повышения “конкурентоспособности” российской налоговой системы», – указала Екатерина Болдинова.

Она добавила, что, повышая налоговые ставки, Правительство РФ не предлагает налогоплательщикам каких-то интересных льгот – предельные суммы налоговых вычетов не меняются: «Между тем мы знаем, что налоговые системы разных стран часто предлагают налогоплательщикам вычеты в размере транспортных расходов, чтобы зарабатывать деньги и платить налоги, налогоплательщик должен добраться до места работы; в полном размере расходов на обучение; в размере расходов на коммунальные услуги; расходов на приобретение техники; расходов на приобретение одежды и обуви для работы. Представляется, что система налоговых вычетов при наличии прогрессивной ставки налогообложения должна быть разветвленной и должна ограничиваться только суммой подтвержденных расходов налогоплательщика. Отдельно хочу напомнить, что уже много лет обсуждается возможность введения режима УСН для адвокатов. Однако законопроект снова обходит эту тему стороной. Так что, повышение ставок НДФЛ коснется всех нас».

Изменения в части УСН, по мнению адвоката, вызывают довольно много вопросов. Она пояснила, что, с одной стороны, лимиты для УСН вырастают: до 450 млн руб. доходов (и остаточной стоимости основных средств не более 200 млн), при этом сохраняются действующие налоговые ставки – 6% с доходов или 15% с базы «доход минус расход». «Однако в законопроекте предлагается сделать “упрощенцев” с выручкой более 60 млн руб. плательщиками НДС. Предлагается два варианта налоговых ставок: 5% – для налогоплательщиков с доходами от 60 до 250 млн руб. без права на налоговые вычеты, 7% – для налогоплательщиков с доходами до 450 млн руб. без права на налоговые вычеты, 20% – для налогоплательщиков на УСН, применяющих налоговые вычеты. Что это будет означать для “упрощенцев”? Во-первых, введение дополнительного налогообложения не только усилит налоговую нагрузку на этот вид бизнеса, но еще и заставит нести дополнительные расходы, поскольку простейший учет собственными силами при таком подходе будет невозможен. А УСН все же не зря назывался «упрощенной системой налогообложения», ведь основная идея была не только в низких налоговых ставках, но и в максимально простом налоговом и бухгалтерском учете. Во-вторых, подавляющее число налогоплательщиков на УСН, скорее всего, не смогут применять налоговые вычеты», – указала она.

В-третьих, как полагает Екатерина Болдинова, «административный пресс» на этот вид бизнеса также вырастет, при это не вполне ясно, хватит ли у налоговых органов ресурсов на администрирование. «При этом законопроект начисто лишен каких-либо переходных положений. Поэтому совершенно непонятно, что будет с платежами по контрактам “упрощенцев”, когда контракт был заключен до налоговой реформы, а оплата получена – после. Неясно, как быть с вычетами по НДС для организаций на ОСНО, которые приобрели что-то у “упрощенца” со ставкой 5% или 7%. Неясно, как быть с правилами раздельного учета для этих новых налоговых ставок. Интересно и то, что неуплата НДС для организации на УСН с доходом менее 60 млн руб. не является “автоматической”. Чтобы воспользоваться этой льготой, налогоплательщик должен будет подать в налоговый орган специальное уведомление. И с этим уведомлением тоже остается масса вопросов: должны ли его подавать все существующие организации? И если да, то в какие сроки до вступления закона в силу? В общем, при изучении законопроекта вопросов возникает, увы, больше, чем ответов. Надеюсь, что после первого чтения в Госдуме законопроект получит новые очертания и ответит хотя бы на часть вопросов», – выразила надежду эксперт.

Адвокат, управляющий партнер компании Tax & Legal management Василий Ваюкин назвал совершенствование налоговой системы государства безусловно важным и нужным, но заметил, что оно должно соответствовать своему времени, учитывать все влияющие факторы, быть эффективным не только для государственного бюджета, но и для граждан и бизнеса. «Прежде чем разрабатывать и принимать какие-либо изменения, необходимо тщательно и достоверно спрогнозировать последствия, к которым такие изменения приведут. Представленные в законопроекте пороговые уровни доходов и прогрессивная шкала для исчисления НДФЛ не учитывают ежегодную инфляцию, регулярное повышение цен. В связи с этим полагаю необходимым предусмотреть механизм периодического индексирования установленных порогов дохода. Предусмотренный порог дохода в 2,4 млн руб. для повышения ставки налога с 13% до 15% аналогичен пороговому доходу, установленному для самозанятых. Это предположительно повлечет за собой увеличение количества самозанятых и снижение работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам. И, как следствие, государство получит снижение поступлений НДФЛ и понесет дополнительные издержки на проведение необходимых проверок, а бизнес – дополнительные финансовые издержки на сопровождение таких проверок и оспаривание их результатов», – полагает он.

Эксперт добавил, что на адвокатов также распространятся предложенные нововведения по исчислению НДФЛ: «Простой гражданин, работающий по трудовому договору, видит лишь то, что работодатель перечисляет государству часть его дохода в виде НДФЛ. Начисление страховых взносов осуществляет уже работодатель, а государство гарантирует гражданину пенсионное обеспечение и социальное страхование. Адвокаты же со своего дохода самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ, страховые взносы и членские взносы в адвокатские палаты. Пенсионным обеспечением адвокатов государство не занимается, адвокат самостоятельно может делать отчисления себе на пенсию. А если сравнить налогообложение адвоката и самозанятого юриста, то разрыв в уровне налогообложения просто гигантский».

Он обратил внимание на то, что законопроектом также предусмотрено для бизнеса, применяющего УСН, введение НДС при превышении уровня 60 млн руб. годовой выручки. Ставка налога на прибыль повышается с 20% до 25%. «Очевидно, что бизнес будет закладывать в себестоимость свои дополнительные расходы на уплату налогов. Сформируется “цепочка наращивания расходов”: увеличение цены производителя повлечет увеличение затрат у покупателей продукции. При этом производитель будет компенсировать не только свои производственные затраты, но и необходимость изыскать дополнительные средства на уплату НДС и на его администрирование. Покупатели продукции также будут компенсировать свои затраты, перекладывая рост издержек на конечного потребителя, то есть на граждан. Фактически на коротком промежутке времени произойдет существенное удорожание товаров и услуг для простых граждан», – убежден Василий Ваюкин.

Он также отметил, что установление налоговых ставок по НДС в размере 5% и 7% представляется достаточно резким повышением налоговой нагрузки для малого бизнеса и еще более резким для бизнеса, который осуществляет деятельность в регионах с пониженной ставкой УСН, что с высокой степенью вероятности станет серьезной мотивацией к еще большему дроблению или причиной ликвидации бизнеса, который не может работать себе в убыток. «Представленный проект амнистии “дробления бизнеса” вызывает значительное количество вопросов. Например, в законопроект включено соответствующее понятие, при этом в его определение введены такие критерии, как “единая предпринимательская деятельность”, “контроль одними и теми же лицами”. Но законодательные определения таким понятиям нигде не даны, как не установлены и критерии дробления вообще. Что налогоплательщик должен понимать под этими терминами? В законопроекте фактически обозначен только один критерий дробления бизнеса – это критерий контроля одними и теми же лицами. Остальные критерии и признаки, даже те, которые указаны в письмах ФНС (например, о практике применения ст. 54.1 НК РФ), и выработанные судебной практикой, которая вошла в обзоры ФНС, для целей амнистии будут не применимы. Таких положений законопроект не содержит. Данный подход допускает необоснованно широкое толкование понятия “дробление бизнеса” и создает вероятность привлечения к ответственности фактически любой группы компаний на УСН (в том числе и работающих по франшизе), даже если каждая компания занимается никак между собой не связанными видами деятельности», – полагает адвокат.

Он добавил, что предложенная амнистия защищает только тот «раздробившийся бизнес», который это делал умышленно: «Если бизнес дробился не умышленно, а по неосторожности, что встречается достаточно часто, то он может просто не понять (или даже не подумать), что ему необходимо рассмотреть возможность воспользоваться предложенной амнистией».

Адвокат обратил внимание, что параллельно правительство внесло законопроект № 638814-8 о ежегодной выплате с 1 января 2026 г. работающим родителям, имеющим двух и более детей. «Из анализа законопроекта следует, что такая выплата будет предоставляться только полным семьям. Соответственно, неполные малообеспеченные семьи, в которых есть только один родитель, не смогут претендовать на получение такой выплаты, что, на мой взгляд, точно несправедливо. И еще мне не понятно, почему в налоговой системе разный подход к исчислению НДФЛ и предоставлению выплаты: НДФЛ исчисляется с дохода каждого налогоплательщика, а для семейной выплаты учитывается доход семьи», –заметил Василий Ваюкин.

Источник: Адвокатская газета

Call Now Button