На ПМЮФ обсудили взаимосвязь искусства и права Юридический центр
На ПМЮФ обсудили взаимосвязь искусства и права

Участники дискуссии, в частности, рассмотрели вопрос, можно ли через искусство повысить правовую грамотность общества

Вице-президент ФПА Елена Авакян в своем выступлении объяснила, в каком смысле право можно рассматривать как искусство, и рассказала о своем опыте участия в театрально-социальном проекте в роли судьи.

Как
сообщает пресс-служба ФПА, 26 июня в рамках XII Петербургского международного юридического форума прошла сессия «Слово юриста: визуализация права 2.0», участникам которой предлагалось обсудить, как выбрать между красивым художественным вымыслом и «правовой правдой»; чем юрист готов поступиться и на что закрыть глаза в произведении искусства, а что неприемлемо; уместно ли участие юриста в создании пьес и сценариев фильмов; можно ли через искусство повысить правовую грамотность общества. Модератором сессии выступил декан факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Вадим Виноградов.

Открывая дискуссию, Вадим Виноградов обозначил общее, по его мнению, в праве и искусстве: и то, и другое отражают почти все стороны жизни. «И в этом смысле их соединение – это соединение двух зеркал, которые смотрят друг на друга», – заметил он. Право регулирует и искусство, потому что объекты искусства – это объекты правового регулирования. А культура и искусство в той или иной степени отражают право. В то же время право можно назвать искусством достижения добра и справедливости.

По мнению Вадима Виноградова, деятели искусства ответственны за то, каким предстает право и его служители в художественных произведениях. Он напомнил о принятом представителями киноиндустрии в США Кодексе Хейса, который среди прочего запрещает в фильмах «издеваться над законом», а также создавать образы героев, пропагандирующие пороки.

Руководитель проектного офиса «Образование в киноиндустрии» Департамента культуры г. Москвы Эдита Тибилова, обратившись к ответственности кинопроизводителей за образы героев, отметила, что если в кино выводить исключительно положительных персонажей, например во власти, то зритель почувствует недостоверность изображаемого. В то же время, если фильм романтизирует образ преступника, для некоторых зрителей этот образ может стать примером для подражания. Кино – инструмент глобализации, а сейчас происходит деглобализация, отметила спикер. «Значит, пришло время нам и нашему киноискусству обрести, понять те образы, те смыслы, которые необходимы нам», – сделала она вывод. Эдита Тибилова также подчеркнула пользу фильмов и сериалов, которые повышают правовую грамотность зрителей.

Предваряя выступление следующего спикера, модератор сессии рассказал, что в прошлом году в Гонконге был снят резонансный фильм, сюжет которого разворачивается вокруг адвоката, защищающего в суде мать-одиночку, обвиняемую в убийстве дочери. Изображение адвоката, судебного процесса с погружением в юридические подробности было очень важным элементом сюжета картины, получившей много номинаций. Подробнее о фильме рассказал директор программ колледжа гуманитарных наук и права школы профессионального и непрерывного образования университета Гонконга, адвокат юридической фирмы Guangdong Zxongxi (Zaxus LLP) Дэвин Лин. По его мнению, одна из причин успеха ленты состоит в том, что она показывает хорошего адвоката, который берется бесплатно защищать мать-одиночку, проводит глубокое расследование всех обстоятельств дела и в результате достигает торжества справедливости. В то же время фильм поднимает вопрос: должен ли адвокат, узнавший, что его доверитель действительно виновен, изменить свою позицию.

Главный режиссер Национального драматического театра России (Александринский театр) Никита Кобелев рассказал о работе над постановкой романа Льва Толстого «Воскресенье». В произведении содержится довольно подробное описание современного автору романа судебного процесса, в которое создателям спектакля пришлось погрузиться. Он подчеркнул сложность задачи, когда надо, с одной стороны, кратко, с другой – юридически точно показать на сцене судопроизводство тех лет. Поэтому в таких ситуациях необходимо консультироваться со специалистами, убежден спикер.

Писатель и сценарист Александр Цыпкин рассмотрел вопрос о том, романтизируется ли криминальное поведение в популярных фильмах и сериалах. Он убежден, что вопреки мнению многих в нашумевшем сериале «Слово пацана» насилие не пропагандируется, поскольку в последних сериях выясняется плохая участь практически всех, кто вступил в дворовую группировку. В то же время в фильме «Брат-2» показано, как Данила Багров убивает не только злодеев, но и случайных людей, однако многие воспринимают его как положительного героя. Также и Глеб Жеглов из картины «Место встречи изменить нельзя» в исполнении Владимира Высоцкого воспринимается зрителем положительно, хотя он нарушал закон в угоду целесообразности (подкинул кошелек).

«У нас пока общество закон не уважает. У нас уважают справедливость или силу», – пришел к заключению спикер. В американских фильмах, по его словам, за редким исключением, если представитель закона этот закон нарушает, для него это заканчивается плохо, даже если он боролся за справедливость. «Мы не верим в закон, и кино эту ситуацию может изменить», – считает Александр Цыпкин. Он высказался за пропаганду правового сознания в сериалах и фильмах.

Вопрос о том, есть ли какие-то правовые инструменты, чтобы упростить понимание права непрофессионалами, модератор сессии адресовал вице-президенту Федеральной палаты адвокатов РФ Елене Авакян. Отвечая, она заметила, что право можно рассматривать как искусство в смысле умения донести правовую конструкцию до «целевого потребителя».

Спикер обратила внимание аудитории на возможности, которые предоставляет для понимания правовых конструкций Legal Desing. «Legal Desing – это про систему изложения, доступную тому, для кого ты создаешь правовой документ», – пояснила Елена Авакян. Она подчеркнула, что при использовании Legal Desing важно учитывать, для какой аудитории документ создается: для обычных людей или юристов-профессионалов.

Переходя к теме «слова юриста» в искусстве, Елена Авакян сообщила, что ей довелось выйти на сцену Александринского театра в роли судьи в театрально-социальном проекте Please continue (Hamlet). Впервые этот международный театрально-социальный проект был реализован в 2019 г. в Санкт-Петербурге на V международном летнем фестивале искусств «Точка доступа». Там разыгрывался судебный процесс по обвинению героя шекспировской трагедии Гамлета в убийстве Полония. Уникальность проекта состояла в том, что в нем могли принять участие не только профессиональные актеры, но и практикующие юристы, а также простые зрители. «Я впервые встала на другую сторону именно театрального способа выражения, когда нужно за четыре часа уложить процесс, который обычно идет шесть месяцев, когда нужно донести послание», – рассказала она о своем опыте.

Елена Авакян критически отозвалась о телевизионных судебных шоу, где от участников процесса можно услышать фразу, что в суде все врут: «В суде нельзя врать, тем более нельзя врать адвокату. Можно излагать свою версию истины, но тогда ты должен верить в эту версию истины».

Тему связи права и искусства продолжил развивать заместитель председателя Госдумы Борис Чернышов. «Самое главное в искусстве – это добиться понимания целей, которые вкладывает тот или иной творец, который создает произведение свое. Так и в праве, и в законотворческой деятельности: самое главное – добиться итоговой цели, достучаться, что называется, до человека, донести главную мысль заложенного в законе», – убежден он.

Право – это большая игра, в которой есть две стороны: с одной стороны – законодатель, а с другой стороны – простой человек, считает Борис Чернышов. Если одна из сторон не соглашается на эту игру, происходят самые серьезные социально-политические последствия, включая революции. Творческая жилка нужна, чтобы убедить людей согласиться с теми или иными правилами, которые принимаются, объяснил он.

Во время выступления генерального директора LegalPics Марии Дорошенко разговор вернулся к поднятому Еленой Авакян вопросу о пользе Legal Desing. Поблагодарив вице-президента ФПА РФ за объяснение смысла этого термина, она отметила, что тот уже широко представлен в повседневной жизни: и в процессуальных документах, и в пользовательских соглашениях, и в гейминге.

В частности, спикер рассказала о создании комикс-контрактов, которыми занимается возглавляемая ею компания. Эти комикс-контракты не подписывают, они выполняют разъяснительную роль для шаблонов контрактов. Исследование показало, что подписывать контракты, выполненные в виде комиксов, пока рано, так как у разных людей может возникнуть разное понимание изображаемого.

Мария Дорошенко также обозначила различия между Legal Art и Legal Desing. Первое – это произведения искусства, связанные с правом, второе понятие обязательно связано с еще и с функциональностью. «Ключевая функция Legal Desing – сделать понятным, донести, сделать так, чтобы вы понимали не только свои права, но и обязанности», – объяснила она.

В дискуссии принял участие генеральный директор АО «Издательский дом “Санкт-Петербургские ведомости”» Борис Грумбков. Он отметил, что издание, которое он представляет, активно использует Legal Desing, но под другим названием – адаптация под массового читателя. АО «Санкт-Петербургские ведомости» совместно с прокуратурой реализует проект, в рамках которого нормативные акты излагаются простым языком с использованием визуализации. Обращаясь к теме сессии, Борис Грумбков указал, что слово юристу дают как раз в СМИ, где есть возможность в доступной форме объяснить проблемные юридические вопросы.

Начальник отдела судебной защиты компании «Газпром» Павел Карпенко отметил, что такие понятия, как «право», «обязанность», «ответственность для юристов», – категории абстрактные. Визуализировать их в изображениях невозможно, для коммуникации юристам-профессионалам нужен текст. В то же время в этой коммуникации существуют барьеры, например между судьями и юристами, подающими иски в суд.

Он привел зарубежное исследование, результаты которого показывают, что меньше 5% юридических документов, которые подаются в суд, воспринимаются судьями без напряжения. «Представители искусства на сегодняшний день гораздо лучше справляются с задачей объяснения очень сложных юридических категорий с экрана и в театре, и в литературе», – считает Павел Карпенко.

Подводя итог сессии, Вадим Виноградов поделился своими наблюдениями: в ходе обсуждения представители культуры глубоко прониклись правовой тематикой, и присутствующие юристы, как выяснилось, погружены в культурную составляющую и хорошо знакомы с большим количеством произведений искусства. «Я надеюсь, мы будем дальше продолжать обогащать взаимно эти две сферы», – резюмировал он.

Источник: Адвокатская газета

Call Now Button