Адвокат получил штраф за отказ по требованию пристава ожидать оглашения решения у проходной суда Юридический центр
Адвокат получил штраф за отказ по требованию пристава ожидать оглашения решения у проходной суда

Согласно постановлению мирового судьи, посетители, находясь в помещении суда, обязаны выполнять законные требования и распоряжения работников аппарата суда, судебных приставов по обеспечению порядка деятельности судов, в частности, до вызова в зал заседания находиться в месте, указанном секретарем

В комментарии «АГ» адвокат АП Красноярского края Дмитрий Боев подчеркнул, что ст. 192 ГПК РФ не предусматривает удаление лиц, участвующих в деле или находящихся в зале судебного заседания, не только из зала судебного заседания, но и с этажа, до оглашения судебного решения. В связи с этим в ближайшее время он планирует обжаловать постановление мирового судьи о назначении административного наказания.

10 июня мировой судья судебного участка № 114 в районе Талнах г. Норильска Красноярского края вынес постановление, которым назначил штраф адвокату за неисполнение распоряжения судебного пристава ожидать оглашения решения у входа в здание суда.

26 апреля адвокат АП Красноярского края Дмитрий Боев находился в зале судебного заседания Норильского городского суда (на втором этаже), где принимал участие в рассмотрении гражданского дела. После судебных прений судья удалилась в совещательную комнату, объявив, что решение суда будет оглашено через 30–40 минут, и предложив лицам, участвующим в деле, ожидать приглашения на первом этаже. После того как судья вышла из зала, секретарь судебного заседания дала адвокату и его доверителям указание до вызова находиться на первом этаже возле поста охраны у входа в здание суда.

Дмитрий Боев отказался находиться в месте, указанном секретарем, оставшись в коридоре возле зала судебного заседания. В связи с этим секретарь сообщила об этом судебному приставу, отметив, что адвокат своим поведением нарушает п. 3.1 Правил пребывания посетителей в зданиях (помещениях) и на прилегающей территории федеральных судов и мировых судей Красноярского края. Далее младший судебный пристав потребовал от Дмитрия Боева ожидать вызова в зал судебного заседания возле поста охраны. Неисполнение этого распоряжения стало причиной составления протокола об административном правонарушении.

При рассмотрении дела об административном правонарушении Дмитрий Боев вину не признал, пояснив, что в его действиях отсутствует событие административного правонарушения. Адвокат отметил, что правила, на которые ссылается судебный пристав, не являются процессуальными и не регулируют, где должны находиться посетители между удалением суда в совещательную комнату и выходом из нее. Он подчеркнул, что согласно ст. 192 ГПК РФ после прений сторон суд удаляется в совещательную комнату, а в силу ст. 193 Кодекса после принятия решения суд возвращается в зал судебного заседания и оглашает его перед всеми. ГПК не содержит указания на то, что лица, участвующие в деле, слушатели и все, кто находился в зале судебного заседания, обязаны выходить.

Адвокат указал, что не совершал действий, нарушающих правила поведения в суде. Он обратил внимание, что в протоколе об административном правонарушении не приведено сведений о том, почему его действия противоправны, и не представлено доказательств этого. Дмитрий Боев признал, что действительно не подчинился распоряжению председательствующего, секретаря судебного заседания и судебного пристава, но не считает, что совершил правонарушение.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, мировой судья указал, что в силу п. 1 ст. 11 Закона об органах принудительного исполнения РФ судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда, а в соответствии с п. l ст. 14 Закона законные требования сотрудника органа принудительного исполнения подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории РФ.

В постановлении отмечается, что согласно п. 3.1 Правил пребывания посетителей в зданиях (помещениях) и на прилегающей территории федеральных судов и мировых судей Красноярского края, утвержденных постановлением Совета судей Красноярского края от 19 апреля 2024 г., посетитель, находясь в помещении суда и прилегающей территории, обязан: выполнять законные требования и распоряжения работников аппарата суда, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; до вызова в зал судебного заседания находиться в месте, указанном секретарем судебного заседания.

Как указал мировой судья, виновность Дмитрия Боева в совершении административного правонарушения подтверждается исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении; рапортом младшего судебного пристава; объяснением секретаря судебного заседания; табелем постам Норильского городского суда в районе Талнах. В частности, в объяснении секретаря судебного заседания указано, что в зале судебного заседания, возле которого сидел Дмитрий Боев, находится компьютерная техника, атрибуты судебной власти, из него осуществляется вход в помещение, где находятся личные вещи судьи. Во избежание повреждения указанного имущества на время удаления судьи в совещательную комнату секретарь судебного заседания просит всех лиц, участвующих в судебном заседании, выйти в коридор, а чтобы граждане не оставались без присмотра – спуститься на первый этаж, к посту, на котором находятся судебные приставы.

Давая оценку доводам Дмитрия Боева, мировой судья исходил из того, что ГПК регулируется порядок гражданского судопроизводства. По смыслу норм гл. 15 ГПК в отсутствие председательствующего судьи судебное заседание по гражданскому делу не ведется. Временное нахождение посетителей, то есть физических лиц, для которых суд не является местом работы, в здании Норильского городского суда за пределами судебных заседаний регулируется Правилами пребывания посетителей в зданиях (помещениях) и на прилегающей территории федеральных судов и мировых судей Красноярского края, направленных в том числе на обеспечение безопасности самих посетителей. Пунктом 3.1 Правил прямо определено, что посетители обязаны до вызова в зал судебного заседания находиться в месте, указанном секретарем судебного заседания.

Мировой судья подчеркнул, что младший судебный пристав, высказывая распоряжение о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, поступал в соответствии с положениями п. 1 ст. 11 Закона об органах принудительного исполнения РФ, а распоряжение о недопустимости совершения действий, нарушающих этот порядок, являлось законным.

Таким образом, мировой судья пришел к выводу, что Дмитрий Боев совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 17.3 КоАП РФ, – неисполнение законного распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила. Мировой судья назначил адвокату административный штраф в размере 2 000 руб.

В комментарии «АГ» Дмитрий Боев подчеркнул, что адвокат не состоит ни в аппарате суда, ни в хозяйственном блоке и суд не обслуживает. «Данное судебное постановление говорит о том, что государство полностью утратило доверие к гражданам. Удаление из зала судебного заседания было мотивировано тем, что в этом зале находятся личные вещи судьи и секретаря, техника, в то время как у судьи есть личный кабинет для личных вещей. Зал судебного заседания является публичным местом для выражения публичной деятельности органа правосудия под председательством того или иного судьи. Личных вещей кого-либо там быть не должно. Касательно техники следует понимать, что все залы в Норильском городском суде по району Талнах оборудованы видеозаписью и на посту охраны также просматриваются видеозаписи из залов судебных заседаний и коридоров», – отметил адвокат.

Дмитрий Боев подчеркнул, что в судебном заседании рассматривалось гражданское дело и ст. 192 ГПК не предусматривает удаление лиц, участвующих в деле или находящихся в зале судебного заседания, т.е. посетителей, не только из зала судебного заседания, но и с этажа, до оглашения судебного решения. «Коридор в здании суда предназначен для того, чтобы посетители, например, свидетели, ожидали приглашения. Нас удалили даже из коридора и требовали, чтобы мы ожидали в “предбаннике” – проходной, которая не предназначена для ожидания, там, где скамейка максимум на трех человек, ну еще два-три человека могли стоять», – рассказал адвокат. Он также сообщил, что в ближайшее время планирует обжаловать данное постановление мирового судьи и, возможно, по результату обжалования обратится в Квалификационную коллегию судей Красноярского края. Обращаться в адвокатскую палату за защитой своих прав Дмитрий Боев на данном этапе не планирует.

Источник: Адвокатская газета

Call Now Button