Госдума в третьем чтении приняла закон (законопроект № 451178-8), направленный на повышение эффективности правового воздействия на должников по алиментным обязательствам. Как ранее писала «АГ», в апреле 2022 г. Минюст России разработал проект поправок в Закон об исполнительном производстве, предусматривающий создание отдельного реестра лиц, обязанных уплачивать алименты. Впоследствии данный законопроект был доработан и в октябре 2023 г. внесен в Госдуму.
Закон предусматривает, что реестр лиц, обязанных уплачивать алименты, будет являться частью банка данных в исполнительном производстве ФССП России. Такой реестр будет содержать сведения о должниках по алиментным обязательствам, привлеченных к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, либо нетрудоспособных родителей или объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск. Порядок формирования и ведения указанного реестра должников будет определяться Главным судебным приставом РФ.
В соответствии с поправками в реестре должников помимо указанных сведений будут содержаться сведения о дате принятия судебного акта о привлечении должника к административной или уголовной ответственности за неуплату алиментов. Такие сведения вносятся в реестр в течение пяти дней с момента их поступления в ФССП. Должник будет извещен о включении в реестр или об исключении из него в течение суток с момента включения или исключения. Изначально предлагалось установить, что должник исключается из реестра должников в течение пяти дней с момента погашения задолженности по алиментам, однако в итоговой редакции закона данное уточнение отсутствует. Согласно закону сведения по исполнительным производствам, должники по которым включены в указанный реестр должников, будут общедоступными до дня полного погашения задолженности или по другим основаниям, установленным порядком создания и ведения банка данных.
В целях получения актуальной информации о трудоустройстве должника ФССП сможет запрашивать в автоматическом режиме соответствующую информацию у органов государственной власти, иных органов, государственных внебюджетных фондов, организаций с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Изначально Минюст планировал также наделить приставов правом обращаться в суд с заявлением о признании сделки с имуществом должника недействительной. Обосновывая данную инициативу, авторы законопроекта отмечали, что в соответствии со ст. 139 ГПК РФ суд или судья по заявлению лиц, участвующих в деле, может принять меры по обеспечению иска, которые допускаются во всяком положении дела, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. В свою очередь, непринятие мер по обеспечению иска затрудняет (делает невозможным) исполнение судебного решения, поскольку имущество может быть реализовано или передано в дар ответчиком в целях уклонения от исполнения решения. Разработчики проекта указывали: Верховный Суд РФ в Определении от 18 апреля 2017 г. по делу № 77-КГ17-7 сделал вывод, что судебный пристав-исполнитель наряду со взыскателем имеет охраняемый законом интерес на самостоятельное обращение в суд с заявлением о признании сделки недействительной, поскольку подача соответствующего искового заявления обусловлена необходимостью полного, правильного и своевременного исполнения исполнительного документа, предписывающего взыскание с должника денежных сумм. Однако данное положение было исключено еще на этапе внесения законопроекта в Госдуму.
В пояснительной записке отмечается, что при уклонении должника от уплаты алиментов и привлечении его к ответственности работа в рамках исполнительного производства по взысканию задолженности по алиментам не прекращается, принимает затяжной характер и не приводит к ожидаемому результату. Именно поэтому в целях создания действенного правового механизма обеспечения принудительного исполнения исполнительных документов и повышения эффективности правового воздействия на лиц, уклоняющихся от выплаты средств на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, разработан данный закон.
Авторы поправок указали, что банк данных в исполнительном производстве, создание и ведение которого предусмотрены ст. 6.1 Закона об исполнительном производстве, содержит информацию обо всех находящихся на исполнении исполнительных производствах, поэтому отдельный сервис, содержащий сведения о должниках по алиментам, будет являться специальным источником получения информации именно о таких должниках. Закон будет способствовать эффективному и качественному исполнению судебных актов, а также повышению мотивации должников, уклоняющихся от уплаты алиментов, к исполнению своих обязанностей, уверены разработчики закона.
Партнер МКА «Лебедева-Романова и партнеры» Тимур Харди считает, что идея создания реестра должников по алиментным обязательствам весьма интересна и имеет большое значение для общества: «В России очень остро стоит вопрос о взыскании алиментов. От их уплаты уклоняются родители сотен тысяч детей, что создает дополнительные социальные проблемы в обществе: дети хуже обеспечены, находятся в сложных бытовых условиях».
По мнению Тимура Харди, создание специального реестра должников по алиментам позволит более оперативно получать информацию по должникам и осуществлять в их отношении соответствующие решения и действия. «С принятием данного закона долги по алиментам будут взыскиваться более оперативно. Это безусловный плюс для нашего государства», – уверен он.
Адвокат отметил: указание на то, что должник по алиментным обязательствам в течение суток с момента включения сведений о нем в реестр должников извещается об этом – правильное решение, направленное на защиту прав должника. Правильным решением, по словам Тимура Харди, является и то, что ФССП получает право взаимодействовать с органами государственной власти, иными органами, государственными внебюджетными фондами, что также облегчит возможность поиска должников, средств, получаемых ими в качестве дохода. Соответственно, возрастает и вероятность оперативного взыскания судебными приставами задолженности по алиментам, пояснил он.
Адвокат АП г. Москвы Анжелика Тамбовская полагает, что создание отдельного реестра должников является частью комплекса мер по принудительному взысканию и задействованию всех возможностей ФССП и других госорганов, в том числе в виде межведомственного взаимодействия, а также открытости сведений о должниках. С другой стороны, как считает эксперт, ничего принципиально нового закон не вводит: данные об исполнительных производствах можно найти в базе на сайте ФССП в открытом доступе. «Об идее запустить реестр “злостных” неплательщиков алиментов говорили с 2021 г., тогда обсуждались дополнительные ограничения для тех, кто попадет в него. Но по большому счету в рассматриваемом законе новые запреты для должников не появились», – заметила она.
Адвокат напомнила, что на данный момент почти любому должнику запрещается выезд из России, для его имущества вводится запрет на регистрационные действия, а долги могут быть списаны с банковских карт и счетов. «Об эффективности предложенного реестра возникает двоякое мнение. С одной стороны, должники будут всячески избегать попадания в него – например, это могут увидеть потенциальные работодатели, контрагенты или новая семья. С другой стороны, все данные и сейчас уже есть в единой базе ФССП, а из-за исполнительных производств должники не пользуются банковскими картами и работают неофициально. Поэтому новшества вряд ли смогут что-то кардинально изменить», – поделилась мнением Анжелика Тамбовская.
Адвокат, советник практики семейного права и наследственного планирования BGP Litigation Гаяне Штоян обратила внимание, что изначально авторами поправок предлагалось предоставить ФССП право запрашивать информацию о трудоустройстве должника в Фонде пенсионного и социального страхования. Однако впоследствии разработчики посчитали необходимым предоставить ФССП право запрашивать указанную информацию у всех органов государственной власти, иных органов, государственных внебюджетных фондов, организаций с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. По мнению адвоката, это позволит наиболее быстро и эффективно устанавливать место работы лица, уклоняющегося от уплаты алиментов, и производить удержания из его дохода в пользу детей.
Также Гаяне Штоян отметила, что закон вступит в законную силу не через 270 дней, как это изначально предполагалось, а лишь через 360 дней. По ее мнению, увеличение срока вызвано необходимостью доработки автоматизированной информационной системы ФССП, а также системы для обеспечения межведомственного взаимодействия ФССП с другими органами и организациями.
Эксперт подчеркнула, что проблема принудительного исполнения судебных актов о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей существует в РФ уже не один год. Несмотря на наличие установленной законом обязанности содержать своих детей, многие родители, к сожалению, уклоняются от уплаты алиментов, намеренно скрывая свое место нахождения, а также информацию о заработке и ином доходе, пояснила адвокат. «На протяжении длительного времени государством принимаются меры, направленные на повышение эффективности в сфере взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей: законодательно предусмотрена возможность совершения исполнительных действий в отношении должников (например, наложение ареста на все имущество должника или ограничение права должника на выезд за пределы РФ). В Москве были созданы специализированные отделы судебных приставов-исполнителей, которые занимаются исключительно “детскими” вопросами: взысканием алиментов, исполнением решений судов об определении места жительства и порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем. Однако можно констатировать, что ранее принятых мер недостаточно, ведь по состоянию на 1 января 2023 г. общий размер задолженности по алиментам в РФ составлял более 700 млн руб.», – поделилась Гаяне Штоян.
Она считает, что статистика задолженности по алиментам показывает необходимость принятия дополнительных мер, которые могли бы стимулировать должников к исполнению алиментной обязанности. Такой мерой и может стать принятый закон. «Во-первых, реестр будет носить публичный характер: о наличии задолженности по алиментам может стать известно не только родственникам и друзьям, но и партнерам по бизнесу. Это может оказать психологическое воздействие на должника и побудить его к исполнению обязанности по уплате алиментов. Во-вторых, закон предусматривает право судебных приставов-исполнителей запрашивать информацию о трудоустройстве должника у всех органов государственной власти, внебюджетных фондов, организаций в порядке межведомственного взаимодействия, что позволит наиболее оперативно устанавливать источники дохода должника и проводить из них удержания», – указала адвокат. Таким образом, Гаяне Штоян убеждена, что данный закон является своевременной мерой, которая будет способствовать повышению эффективности принудительного исполнения судебных актов о взыскании алиментов на содержание детей.