В Госдуму внесен проект поправок в КоАП РФ (законопроект № 632378-8), разработанный в целях предупреждения совершения административных правонарушений, связанных с управлением транспортным средством без госномера.
Законопроектом предлагается усиление мер административной ответственности за административные правонарушения, связанные с управлением транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением устройств, препятствующих их идентификации либо позволяющих их видоизменить или скрыть, путем выделения в специальный состав и установления административного наказания в виде лишения права управления ТС на срок от одного года до полутора лет с конфискацией указанных устройств. Данные изменения планируется зафиксировать в проектируемой ч. 4 ст. 12.2 КоАП.
Действующей ч. 2 ст. 12.2 КоАП предусмотрена административная ответственность за управление ТС без государственных номеров, а равно управление ТС без установленных на предусмотренных для этого местах номеров либо управление ТС с видоизмененными знаками. Поправки предусматривают введение повышенной административной ответственности (в ч. 5 ст. 12.2) за повторное совершение таких административных правонарушений в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
Как отмечается в пояснительной записке, выбор предлагаемых административных наказаний обусловлен повышенной степенью общественной опасности указанных противоправных деяний, поскольку их совершение затрудняет либо полностью исключает возможность идентификации принадлежности ТС, препятствует выявлению и фиксации иных правонарушений, в том числе работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, создает предпосылки к несоблюдению ПДД, что, в свою очередь, повышает риск возникновения ДТП.
Поясняется, что количество выявленных административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 12.2 КоАП, в 2018 г. составило 70 567, в 2019 г. – 80 477, 2020 г. – 93 426, в 2021 г. – 110 032, в 2022 г. – 102 841, в 2023 г. – 111 261. Стабильно высокий количественный показатель правонарушений данного вида свидетельствует о недостаточной эффективности действующей модели правового регулирования, считают авторы законопроекта. Они подчеркнули, что в условиях развития современных технических средств, позволяющих скрыть либо видоизменить государственные регистрационные знаки ТС, особо актуальным является повышение эффективности противодействия противоправным деяниям, в первую очередь связанным с применением устройств, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков.
Комментируя законопроект, адвокат КА «Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры» Роман Крохин заметил, что в связи с тем, что количество совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.2 КоАП, ежегодно растет (с 2018 г. их количество увеличилось на более чем 57% в сравнении с 2023 г.), указанная законодательная инициатива является разумной мерой, направленной на предупреждение совершения данного вида административно наказуемых деяний, безусловно, обладающих повышенной степенью общественной опасности в сравнении с большинством административных правонарушений в области дорожного движения.
Вместе с тем, эксперт считает, что предлагаемое усиление меры административной ответственности за управление автомобилем с номерами, оборудованными устройствами, препятствующими идентификации знаков, путем установления безальтернативного наказания в виде лишения прав является небесспорным. Такое решение требует последующего обсуждения в контексте соразмерности предлагаемого вида административного наказания характеру и степени общественной опасности указанному правонарушению, считает он.
Адвокат КА Республики Татарстан «Рыбак, Коган и партнеры» Руслан Кутлубаев обратил внимание, что авторы поправок мотивируют необходимость их принятия увеличением числа выявленных административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, но при этом в пояснительной записке не приводится статистики о результатах рассмотрения дел и обжалования постановлений по делам указанной категории. «То есть выявить в один отчетный период можно 80 правонарушений, из которых производство будет прекращено по 20 делам, а в другой отчетный период – 100 правонарушений, но если из них впоследствии будет прекращено производство по 50, то изложенное не свидетельствует о негативных тенденциях в указанной сфере правоотношений», – пояснил он.
Эксперт также подчеркнул, что законопроект не содержит подробных сведений о характере выявленных правонарушений. Так, к примеру, в указанное число выявленных в 2023 г. 111 тыс. правонарушений входят как правонарушения, объективная сторона которых состоит из управления ТС без государственных регистрационных знаков, так и с использованием специальных устройств, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть: «Сколько конкретно каких правонарушений выявлено – загадка».
«Законопроект идет наиболее простым путем – путем ужесточения наказания. Опять-таки, реально повлиять на общественные отношения возможно не столько строгостью назначенного наказания, а его неотвратимостью. В условиях крайнего дефицита кадров в органах внутренних дел принцип неотвратимости, по моему мнению, однозначно не восторжествует, поскольку выявлять указанные правонарушения попросту будет некому. Однако, как адвокат, я только приветствую дифференциацию ответственности в представленном законопроекте. То есть законодатель пошел по пути разграничения степени общественной опасности совершенного правонарушения в зависимости от его характера», – прокомментировал Руслан Кутлубаев.
По мнению юриста Кирилла Кравченко, в поправках усматривается очередная тенденция, направленная на ужесточение административной ответственности. Он обратил внимание, что даже в пояснительной записке к законопроекту используются такие фразы, как «предлагается усиление мер административной ответственности». По его мнению, предложенные поправками меры вряд ли приведут к значительному снижению совершения правонарушений данного вида. «Предложенное конструирование ч. 5 ст. 12.2 КоАП РФ, по сути, происходит с безальтернативными видами санкции (предусматривается исключительно лишение специального права, хотя с учетом тенденции последних лет, направленной на повышенное взимание штрафов, удивительно, что Правительство РФ не предусмотрело в этой части штрафы). Если применительно к проектируемой ч. 2.1 ст. 12.2 КоАП еще можно оправдать, что законом устанавливается исключительно лишение специального права на определенный срок, поскольку в данной норме речь идет о правонарушении против порядка управления, то предложенная санкция ч. 5 ст. 12.2 КоАП не выдерживает критики», – поделился мнением эксперт.
Юрист претензионно-судебной практики Tax & Legal Management Елена Дорофеева отметила, что инициаторы законопроекта в пояснительной записке привели данные статистики по стабильному ежегодному росту количества выявленных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 12.2 КоАП, что говорит о неэффективности мер ответственности, предусмотренных законодательством по данной категории правонарушений в настоящее время. В связи с этим она считает принятие законопроекта необходимой мерой.
Также Елена Дорофеева обратила внимание, что варианты различного рода устройств, препятствующих идентификации госномера, имеются в свободной продаже. Эксперт полагает, что меры ответственности должны применяться не только к лицам, использующим данные устройства, но и к лицам, их распространяющим.