Минюст готовит Стандарт оказания БЮП и порядок осуществления контроля за его соблюдением Юридический центр
Минюст готовит Стандарт оказания БЮП и порядок осуществления контроля за его соблюдением

Проект документа, в частности, содержит требования к порядку информирования об оказании бесплатной юридической помощи

По мнению одного адвоката, подготовленный проект Стандарта представляет собой подробный документ, отражающий все нюансы оказания БЮП субъектами системы бесплатной юридической помощи и ее получения гражданами. Другая заметила, что в проекте особо акцентируется внимание на вопросе качества бесплатной юрпомощи. В ФПА РФ полагают, что документ корректно отражает критерии организации деятельности по оказанию БЮП, однако к нему есть несколько вопросов, которые могут быть разрешены в будущем.

3 мая Минюст России вынес на общественное обсуждение проект приказа об утверждении Стандарта оказания бесплатной юридической помощи и порядка осуществления контроля за его соблюдением субъектами, указанными в п. 4 ч. 1 и ч. 2 ст. 15, ч. 2 ст. 22 Закона о БЮП.

Разработанный документ направлен на реализацию права россиян на бесплатную юридическую помощь и содержит требования к порядку информирования об оказании БЮП. Так, информирование по вопросам ее оказания осуществляется при обращении лица за получением соответствующей информации лично, письменно, посредством электронной почты, по справочным телефонам, телефонам-автоинформаторам (при наличии); путем размещения информации на информационных стендах в местах оказания такой помощи; а также путем размещения информации на официальном сайте субъекта, ‎оказывающего БЮП.

В документе перечислены сведения, входящие в информацию по вопросам оказания БЮП. В частности, речь идет о категориях лиц, которым оказывается бесплатная юридическая помощь; сроках оказания БЮП; результатах предоставления такой помощи. Кроме того, предусмотрены виды и основания предоставления БЮП. В частности, бесплатная юрпомощь может оказываться в виде правового консультирования в устной и письменной форме; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представления интересов гражданина в судах, государственных ‎и муниципальных органах, организациях.

Поправки также предусматривают последовательность оказания БЮП и требования к порядку ее выполнения, а также критерии доступности и качества оказания такой помощи. В частности, о качестве оказания БЮП будут свидетельствовать удовлетворенность получателей помощи качеством и доступностью ее оказания; отсутствие жалоб на некорректное, невнимательное отношение специалистов к лицам, имеющим право на получение БЮП.

«Предполагается, что контроль за соблюдением стандарта будет осуществляться Минюстом России в форме сбора и анализа информации от граждан об оказанной им бесплатной юридической помощи. Такие изменения позволят повысить гарантии реализации права граждан на получение качественной и квалифицированной бесплатной юридической помощи», – отмечено на сайте Минюста. Общественное обсуждение проекта приказа продлится до 17 мая.

Заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «Центрюрсервис» Илья Прокофьев полагает, что предложенный Стандарт оказания бесплатной юридической помощи представляет собой подробный документ, отражающий все нюансы получения гражданами БЮП и ее оказания субъектами системы бесплатной юридической помощи. «Такое подробное описание позволит избежать возможных ошибок и неясностей на всех этапах получения и оказания бесплатной юридической помощи. Немаловажным является доскональное описание информирования граждан о БЮП, которое позволит свести к минимуму случаи, когда граждане вводятся в заблуждение лицами, не являющимися участниками системы БЮП, которые под ее видом навязывают гражданам свои юридические услуги», – полагает он.

Заместитель председателя коллегии адвокатов ARM IUST Нарине Айрапетян полагает, что рассматриваемый Стандарт вместе со Стандартом оказания адвокатом бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, утвержденным 20 апреля 2023 г. XI Всероссийским съездом адвокатов, действительно направлены для гарантирования реализации прав определенной категории граждан на БЮП.

«В проекте документа особо акцентируется внимание на вопросе качества этой помощи. Считаю, что формирование единых требований к деятельности адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь в порядке и по основаниям, предусмотренным Законом о БЮП, способствует пониманию и реализации критериев качественности. В проекте также указано, что качество оказания бесплатной юридической помощи характеризуется: удовлетворенностью лица, имеющего право на получение бесплатной юридической помощи, качеством и доступностью оказания БЮП; отсутствием жалоб на некорректное, невнимательное отношение специалистов к лицам, имеющим право на получение такой помощи. По моему мнению, вопрос качества несколько шире, он не может и не должен зависеть от наличия либо отсутствия жалоб. Формально, при строгом соблюдении стандартов вопросы о качестве утрачивают свою актуальность. Фактически трудно, а может даже и нереально предусмотреть в стандартах весь комплекс действий и мер, обязательных в тех или иных случаях. Необходимо учитывать, что стандарт – это все-таки минимальный набор необходимых действий, поэтому и о качестве приходится говорить весьма опосредованно. В связи с этим лучшим помощником для действительно качественного оказания помощи также служат еще и знания, опыт и совесть, при этом последнее можно вынести на первые позиции», – убеждена Нарине Айрапетян.

Вице-президент ФПА РФ, президент АП Воронежской области Олег Баулин отметил, что Федеральная палата адвокатов была ознакомлена с несколькими редакциями проекта Стандарта оказания БЮП и принимала участие в их обсуждении: «Представленный после доработки проект корректно отражает критерии организации деятельности по оказанию бесплатной помощи, отличается большим соответствием логическим и структурным требованиям, предъявляемым к нормативным актам. Определенные вопросы к содержанию проекта Стандарта, например, о гарантиях тайны представительства при оказании БЮП, остаются, однако они могут быть разрешены либо в ходе общественного обсуждения, либо в перспективе».

Вместе с тем, он заметил, что обеспокоенность адвокатуры вопросами содержания и применения Стандарта заключается в том, что Стандарт готовится в первую очередь под деятельность работников государственных юридических бюро, для которых нормативные требования, ограничения и критерии качества юридической помощи пока еще отсутствуют. «В адвокатской деятельности принципиальных различий между оказанием юридической помощи вообще и оказанием бесплатной юридической помощи нет, в каждом из случаев это профессиональная работа, требования к которой носят обширный системный характер и закреплены законодательно, а также в КПЭА и внутренних стандартах адвокатуры, в том числе в принятом Всероссийским съездом адвокатов Стандарте оказания адвокатом бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, – напомнил он. – Однако из преамбулы проекта Стандарта следует, что его действие распространяется и на адвокатов».

По мнению Олега Баулина, предлагаемое регулирование не соответствует п. 2 ст. 18 Закона о БЮП, в соответствии с которым требования к оказываемой адвокатами гражданам бесплатной юридической помощи определяются в соответствии с Законом об адвокатуре. «При этом в предлагаемом Порядке осуществления контроля за соблюдением стандарта оказания бесплатной юридической помощи положения Закона о БЮП учтены. В п. 3 Порядка определяется, что контроль за соблюдением Стандарта адвокатами, участвующими в государственной системе бесплатной юридической помощи, осуществляется с соблюдением требований, установленных Законом об адвокатуре. ФПА полагает, что такое же регулирование должно содержаться и в стандарте оказания БЮП», – полагает вице-президент ФПА РФ.

Источник: Адвокатская газета

Call Now Button