Полиция в Санкт-Петербурге принесла адвокатам извинения за недопуски к подзащитным в 2022 г. Юридический центр
Полиция в Санкт-Петербурге принесла адвокатам извинения за недопуски к подзащитным в 2022 г.

Однако при этом извинения принесены с нарушением законодательства, в связи с чем адвокаты, чьи права были нарушены, обратились с жалобами в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

В комментарии «АГ» адвокат Яна Неповиннова отметила, что извинения принесены ненадлежащим лицом, а именно старшим юрисконсультом правовой группы ведомства. Луиза Магомедова подчеркнула, что каждый недопуск адвоката к подзащитным является грубым нарушением его профессиональных прав, что необходимо пересекать законным способом. В Комиссии Совета ФПА РФ по защите профессиональных прав адвокатов отметили, что письма, направленные Яне Неповинновой и Луизе Магомедовой, не являются извинениями в их юридическом смысле.

4 апреля на сайте АП Санкт-Петербурга опубликованы письма УМВД России по Василеостровскому району г. Санкт-Петербурга, адресованные адвокатам АП СПб Яне Неповинновой и Луизе Магомедовой, в которых старший юрисконсульт правовой группы ведомства К.Ю. Куликов принес им извинения за действия сотрудников 16-го отдела полиции, выразившиеся в недопуске адвокатов к подзащитным, в отношении которых велось производство об административных правонарушениях, в феврале и апреле 2022 г.

Как ранее писала «АГ», в феврале – апреле 2022 г. в Санкт-Петербурге адвокаты, представлявшие интересы граждан, задержанных на акции против спецоперации на Украине, столкнулись с нарушением профессиональных прав, равно как и прав их доверителей в связи с недопуском к ним в отделе полиции. Среди них, в частности, оказались адвокаты Яна Неповиннова и Луиза Магомедова.

Так, адвокат Яна Неповиннова сообщила, что 24 февраля ее вместе с коллегой более восьми часов не допускали к доверителям. «Мы зафиксировали недопуск, обратившись в службу 112, подали две жалобы на имя начальника отдела полиции, приложив ордера на защиту задержанных, а также обратились к полномочному представителю по защите профессиональных прав адвокатов, который на основании доверенности от АП Санкт-Петербурга зафиксировал недопуск, составив акт. Данные документы я планирую использовать для защиты, так как в прошлом году по такому же основанию удалось прекратить дело об административном правонарушении в связи с недопуском адвоката к задержанному», – рассказала тогда она.

В свою очередь 2 апреля адвокат Луиза Магомедова прибыла в отдел полиции примерно в 17:00, чтобы оказать помощь восьми доверителям. Защитник оповестила дежурную о том, что является адвокатом, показала ордера и перечислила лиц, интересы которых она представляет. Однако на это сотрудница полиции заявила о том, что в данном отделе таких лиц в принципе нет. Луиза Магомедова настаивала, что ей достоверно известно об обратном, поскольку она, проходя к двери отдела полиции, видела через окно своих доверителей. Кроме того, она подчеркнула: хотя сотрудники полиции говорили о том, что ее доверителей нет в их отделе, сами они принимали подписанные фамилиями пакеты от родственников для задержанных, в числе которых и были ее подзащитные. Поскольку адвоката так и не впустили, она сообщила о недопуске в ГУ МВД по СПб и ЛО, а также позвонила дежурному прокурору, который принял ее обращение.

Позднее к Луизе Магомедовой присоединилась еще одна адвокат, которую также не пускали по тем же основаниям. Когда время было уже ближе к 21:00, адвокаты связались с АП Санкт-Петербурга и к ним подъехал ее полномочный представитель, адвокат Леонид Крикун. Он тоже пытался добиться допуска защитников к их доверителям, но безрезультатно.

Как отметила Луиза Магомедова, изначально причиной недопуска было якобы отсутствие задержанных в отделе, но после прибытия Леонида Крикуна сотрудница полиции сообщила о запрете пускать адвокатов. При этом попытки представителя адвокатской палаты добиться приема к кому-то из руководителей отдела не увенчались успехом: по словам дежурной, ни начальника, ни его заместителей не было на месте. Позже в отдел ворвались сотрудники полиции в полном обмундировании и потребовали покинуть помещение, так как объявлен план «Крепость». Своих доверителей Луиза Магомедова увидела только на следующий день в зале суда. Она сразу же подала жалобу в правоохранительные органы, а также административный иск в суд, в котором указала, что ее права как адвоката были нарушены сотрудниками полиции, действия которых являются незаконными исходя из ст. 48 Конституции РФ и ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ.

Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2022 г. действия сотрудников 16-го отдела полиции УМВД России по Василеостровскому району Санкт-Петербурга, выразившиеся в отказе допустить адвоката для оказания квалифицированной юридической помощи подзащитным, были признаны незаконными. Суд указал, что порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный КоАП РФ, подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В силу ч. 1 ст. 25.5 КоАП для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник.

Суд учел: из протокола об административном правонарушении от 2 апреля 2022 г. следует, что в графе «объяснения» задержанные указали, что к ним не допустили адвоката. Совокупностью собранных по делу доказательств подтвержден тот факт, что адвокатом Луизой Магомедовой при прибытии в 16-й отдел полиции были представлены документы, подтверждающие ее полномочия выступать в качестве защитника лиц, задержанных по ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП, наличие у нее права участвовать при совершении процессуальных действий и беспрепятственно встречаться со своими доверителями, подытожил суд.

Таким образом, учитывая, что явка адвоката в отдел полиции была обеспечена задержанными, которыми заявлялось ходатайство о допуске адвоката к участию в деле, а также то, что КоАП не содержит положений об обязательной письменной форме ходатайства о допуске адвоката, суд пришел к выводу о том, что сотрудниками полиции при составлении протоколов об административном правонарушении допущено нарушение права задержанных на юридическую помощью защитника. В решении поясняется, что полицейскими допущено противоправное действие, выразившееся в недопуске адвоката к подзащитным, в отношении которых велось производство об административном правонарушении, созданы препятствия к осуществлению профессиональных прав административного истца, а также реализации его законных интересов. 22 февраля 2024 г. Санкт-Петербургский городской суд оставил данное решение без изменения.

В комментарии «АГ» адвокат, уполномоченный на защиту профессиональных прав адвокатов этой палаты, член группы судебно-претензионной работы Комиссии АП Санкт-Петербурга по защите профессиональных прав адвокатов Яна Неповиннова отметила, что только спустя два года с момента ее недопуска в отдел полиции к административно задержанным доверителям представитель УМВД России по Василеостровскому району г. Санкт-Петербурга принес ей и Луизе Магомедовой извинения. «Насколько я знаю, это произошло впервые, хотя борьба с недопусками идет годами. Однако мы считаем, что это ненадлежащая форма принесения извинений, поскольку извинения принесло ненадлежащее лицо в нарушение Приказа МВД России от 15 августа 2012 № 795. С одной стороны, хорошо, что хоть какие-то извинения принесены, но, с другой стороны, мы будем добавиться того, чтобы они были надлежащими», – отметила она, добавив, что соответствующая жалоба уже подана на имя начальника ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Яна Неповинова подчеркнула, что в ночь с 24 на 25 февраля 2022 г. она была вынуждена находиться в холодной дежурной части более пяти часов и что ее не допускали к доверителям, нуждавшимся защите, на которых оказывалось психологическое и физическое давление со стороны полицейских. «В этот момент оперативные дежурные смеялись и говорили, что моих доверителей в отделе нет, хотя я видела их через окно дежурной части, что было зафиксировано и продемонстрировано в суде при обжаловании. Борьба была долгая», – добавила она.

По словам адвоката, ей удалось прекратить несколько дел об административных правонарушениях в отношении доверителей в связи с отсутствием в их действиях состава административного правонарушения. «Важно, что удалось убедить суд в том, что недопуск адвоката является нарушением права на защиту. Эта практика стала активно использоваться и другими адвокатами в разных регионах страны, что, конечно, не может не радовать. Помимо фото- и видеофиксации я активно пользовалась возможностями нашей палаты для формирования доказательств. В отдел полиции ко мне оперативно выехал полномочный представитель по защите профессиональных прав адвокатов – Евгений Баландин. Он составил акт, дал свои показания в адвокатском опросе и затем в суде при рассмотрении административного дела. Также свое заключение по моему обращению предоставила комиссия по защите профессиональных прав адвокатов, признав нарушения моих прав как защитника со стороны правоохранителей», – рассказала Яна Неповиннова.

В свою очередь адвокат Луиза Магомедова отметила, что каждый недопуск адвоката к подзащитным является грубым нарушением его профессиональных прав, что необходимо пересекать законным способом. «Мой случай 2 апреля 2022 г. – не исключение, ввиду чего я решила не оставлять это безнаказанным и обратилась с исковым заявлением в порядке КАС РФ в суд. В ходе рассмотрения дела я представила соответствующие доказательства в защиту своих требований, которые впоследствии были удовлетворены судом. Решение вступило в законную силу. Буквально две недели назад я направила заявление о принесении мне извинений за нарушение моих профессиональных прав, на что получила ответ с извинениями. Однако даже здесь УМВД по Василеостровскому району г. Санкт-Петербурга нарушило законодательство. Во-первых, извинения были принесены не уполномоченным на это лицом, а во-вторых, были нарушены сроки. В целом я не удивляюсь такому поведению и планирую направить жалобу вышестоящему руководству с просьбой обязать УМВД принести извинения в надлежащем виде согласно закону», – прокомментировала адвокат.

Луиза Магомедова отметила, что в деле одной из ее подзащитных ей удалось доказать нарушение ее права на защиту ввиду недопуска 2 апреля 2022 г. к ней. Судья посчитала этот факт основанием для прекращения административного дела в связи с отсутствием состава административного правонарушения, пояснила адвокат. «Считаю, что такие решения должны быть в каждом деле, где нарушены не только права доверителей, но и их адвокатов. Также хочу обратить внимание, что совместная работа Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП СПб и института полномочных представителей АП СПб направлена на восстановление нарушенных прав адвокатов и дальнейшее пресечение их нарушений. При этом нельзя забывать, что активные действия самого адвоката должны быть на первом месте. Адвокат должен уметь защищать не только своих доверителей, но и себя», – резюмировала она.

Комментируя ситуацию, заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга Сергей Краузе отметил, что сам по себе факт направления писем с извинениями имеет положительное значение в деле защиты прав адвокатов, поскольку показывает, что сотрудники полиции демонстрируют готовность исполнить требования закона. «Вместе с тем о торжестве справедливости говорить рано, поскольку письма, направленные Яне Неповинновой и Луизе Магомедовой, не являются извинениями в их юридическом смысле. Так, в силу п. 1 Приказа МВД РФ от 15 августа 2012 г. № 795 извинения приносятся лично сотрудником полиции, нарушившим права и свободы гражданина, или вышестоящим по отношению к этому сотруднику руководителем (начальником). В рассматриваемом случае письма были подписаны не лично сотрудниками полиции, нарушившими права, и не их начальниками. Адресант письма – юрисконсульт правовой группы УМВД, по доверенности он может представлять лишь орган, в котором работает, но не конкретных сотрудников. Таким образом, данные “извинения” были принесены ненадлежащим лицом. Комиссия по защите профессиональных прав адвокатов рекомендовала адвокатам добиться принесения извинений в соответствии с действующими нормативными актами», – сообщил он.

Источник: Адвокатская газета

Call Now Button