Вот горячий пример: суд в Волгоградской области взыскал 50 тысяч рублей со школы в качестве компенсации морального вреда за страдания ученицы начальных классов. Да, сумма небольшая, но хочется верить, что это только начало и ставки для бессердечных педагогов вырастут.
Как рассказали в объединенной пресс-службе судов Волгоградской области, в суд обратилась жительница города Михайловка, чьей дочери непросто пришлось в школе.
“В обоснование заявленных требований женщина указала, что ее дочь обучалась в начальных классах. Со слов матери девочка подвергалась травле, моральным и физическим издевательствам, неоднократно была доведена до слез группой одноклассников, что унизило ее честь и достоинство, – рассказывают в пресс-службе. – Данная ситуация осталась без должного внимания со стороны учителя. Кроме того, о происходящем не были поставлены в известность школьный психолог, социальный педагог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, а также директор”.
Иными словами, учительница сделала вид, что ее это не касается и ничего особенного не происходит.
“Учитель, несмотря на конфликтную ситуацию, не только не предпринимала попыток к ее разрешению, но также оставляла учащихся без должного надзора, – продолжают в пресс-службе. – В результате травли ребенок продолжительное время находился в подавленном состоянии, испытывал моральные и душевные страдания”.
Тогда мама обратилась в прокуратуру. И лишь когда в школу пришли люди с корочками, в учителях, судя по всему, проснулись педагоги и начали бороться с травлей.
“По итогам проверки приказом руководителя школы виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, – рассказывают в суде. – После чего мать девочки обратилась в суд с требованием о взыскании в пользу ее ребенка компенсации морального вреда”.
Суд пришел к выводу об обоснованности требований истца. Администрация школы была обязана организовать дело так, чтобы ученикам не пришлось плакать.”Решением Михайловского районного суда Волгоградской области в пользу несовершеннолетней в лице законного представителя – Ирины П. со средней школы взыскана компенсация морального вреда в размере 50 тысяч рублей”, – сообщили в пресс-службе. Волгоградский областной суд оставил решение в силе. Как пояснила “РГ” председатель комиссии Ассоциации юристов России по вопросам определения размеров компенсаций морального вреда Ирина Фаст, компенсацию школа будет выплачивать из своего бюджета.
“Бюджет школы на 90 процентов состоит из государственных денег”, – подчеркивает она.
Получается, что за проказы школьных хулиганов и недосмотр учителей заплатим из своего кармана мы, налогоплательщики. Но иного выхода нет.
Женщина пожаловалась в прокуратуру, и лишь тогда в школе заметили, что ребенка надо спасать
Теоретически, конечно, школа может потом подать иск учителю, не сумевшему оградить ребенка от неприятностей, чтобы тот уже из своего кармана компенсировал расходы бюджета. Однако эксперты считают, что вероятность такого развития событий невелика.
“Перспектива взыскания этих средств с учителей-виновников мало реализуема, – полагает член АЮР, руководитель проекта “Правильная школа” Антон Бибаров-Государев. – Для этого нужно установить вину каждого из учителей, установить причинно-следственную связь. Думаю, в худшем случае ответственным сотрудникам образовательной организации может грозить дисциплинарная ответственность – замечание или выговор”.
При этом он уверен, что случившийся прецедент в идеале должен подтолкнуть и директора, и весь преподавательский состав внимательнее относиться к любым конфликтным ситуациям в школе.
“Решение суда, а также принятое апелляционное определение должны стать хорошо известны для всех руководителей школ страны, так как для многих родителей, чьи дети ежедневно сталкиваются с травлей в школе, эти судебные акты могут стать стимулом к активным действиям”, – говорит юрист.
По мнению Ирины Фаст, размер компенсации сложно назвать справедливым применительно к ситуации с учетом всех дальнейших последствий для психики ребенка, которые останутся вероятнее всего на всю взрослую жизнь.
В свою очередь, Антон Бибаров-Государев несколько более оптимистично смотрит на дело.
“Практика по компенсации морального вреда знает еще меньшие суммы. Обычно суды неохотно взыскивают большие суммы компенсаций, ограничиваясь 10-15 тысячами рублей, – говорит он. – Причина – отсутствие четкой методики расчета морального вреда. Так что применительно к этому случаю 50 тысяч рублей – настоящее достижение. Вместе с этим следует признать, что даже 50 тысяч – это небольшая сумма, когда мы говорим про психологическое и физическое здоровье ребенка, поэтому суды следует убеждать, что такие компенсации не в полной мере отвечают принципам разумности, справедливости и соразмерности”.
По его словам, если ребенок становится жертвой травли в школе, то вначале следует обратиться к классному руководителю, психологу и директору и сообщить им о ситуации.
“Лучше и вовсе на имя директора образовательной организации написать заявление с просьбой принять меры, – советует юрист. – Если дело дошло до очевидных синяков и подобных травм, то их следует зафиксировать. Для этого нужно обратиться в ближайший травмпункт, еще можно обратиться за консультацией к стороннему психологу, который определит психологическое состояние ребенка. Также можно обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних, к инспектору по делам несовершеннолетних, в прокуратуру, к уполномоченному по правам ребенка. На эти обращения будут даны письменные ответы, и сама ситуация будет постоянно на контроле. Лучше если все слова и аргументы будут подкреплены доказательствами, поэтому по возможности сразу записывайте на диктофон конфликтные беседы, делайте фото испорченных вещей, скриншоты переписок с обидчиком”.