Группа депутатов внесла в Госдуму пакет поправок в УК и УИК РФ, предлагающих возможность замены арестом обязательных, исправительных, принудительных работ и ограничения свободы при злостном уклонении от их отбывания. Кроме того, один из законопроектов предлагает определить нижние пределы назначаемого наказания в виде лишения свободы в зависимости от категории преступления, а также сократить максимальный срок лишения свободы, при назначении которого может применяться условное осуждение.
Содержание поправок
Законопроект № 579208-8 предлагает изложить ч. 3 ст. 49 «Обязательные работы» УК РФ в новой редакции, дополнив ее указанием, что при злостном уклонении осужденного от отбывания таких работ они заменяются принудительными работами, арестом или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока нового наказания из расчета один день принудительных работ, ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ. Также предложено изменить ч. 4 ст. 50 «Исправительные работы» УК, указав, что при злостном уклонении осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами, арестом или лишением свободы из расчета один день нового наказания за три дня исправительных работ.
Кроме того, корректируется ч. 5 ст. 53 «Ограничение свободы» УК: при злостном уклонении осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного госоргана, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, сможет заменить неотбытую часть наказания принудительными работами, арестом или лишением свободы из расчета один день нового наказания за два дня ограничения свободы. Поправки также дополняют ч. 6 ст. 53.1 «Принудительные работы» Кодекса указанием, что при уклонении осужденного от отбывания таких работ либо признании его злостным нарушителем порядка и условий отбывания этих работ неотбытая часть наказания заменяется арестом или лишением свободы из расчета один день ареста или один день лишения свободы за один день принудительных работ.
В пояснительной записке отмечается, что применение такого наказания, как лишение свободы на короткие сроки, поскольку речь идет о неотбытой части, не имеет практического смысла из-за чисто технических моментов, связанных с этапированием, карантином, а также зачетом времени на обжалование судебных актов. «Именно в этих случаях целесообразно применение ареста, который предполагает содержание осужденного в условиях изоляции от общества, но по месту осуждения. Тем более что возможность применения ареста в настоящее время уже предусмотрена ч. 1 ст. 54 УК РФ для злостных нарушителей режима исполнения наказаний в виде обязательных и исправительных работ», – указали авторы поправок. В связи с этим ч. 1 ст. 54 «Арест» УК предлагается дополнить указанием на то, что при замене обязательных, исправительных, принудительных работ или ограничения свободы арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца, но не свыше шести месяцев.
Изменения также вносятся в ч. 2 ст. 56 «Лишение свободы на определенный срок» УК, согласно которой такое наказание не применяется в случаях, указанных в ст. 55 «Содержание в дисциплинарной воинской части» Кодекса. Минимальное наказание в виде лишения свободы устанавливается: за преступления небольшой тяжести – на срок от шести месяцев; за преступления средней тяжести – на срок от одного года; за тяжкие преступления – на срок от двух лет; за особо тяжкие преступления – на срок от трех лет.
Таким образом, по мнению авторов поправок, будет достигнуто дифференцированное увеличение «нижнего порога» санкций статей Особенной части УК РФ в виде лишения свободы с учетом тяжести совершенного преступления. «Тем самым достигается цель уменьшения возможности вынесения излишне “мягких” приговоров за серьезные преступления. Это позволит логично встроить в единую систему уголовных наказаний такую меру, как арест, который возможен на срок до шести месяцев (ст. 54 УК РФ)», – указано в пояснительной записке.
Кроме того, предложено исключить из ч. 1 ст. 73 «Условное осуждение» УК РФ п. «а.1» в связи с тем, что по перечисленным составам условное осуждение и так применяться не будет. Также планируется заменить в ч. 1 этой статьи фразу «на срок до восьми лет» словосочетанием «на срок до пяти лет». «Предлагаемые изменения в УК РФ не приведут к увеличению числа лиц, содержащихся в учреждениях системы ФСИН России. Законопроект не направлен на усиление карательной составляющей уголовного законодательства. Заявленная цель в ином – дальнейшая гуманизация уголовной политики государства, постепенное уничтожение коррупционной составляющей в этой сфере, обоснованное выстраивание системы уголовных наказаний», – отмечено в пояснительной записке.
В свою очередь, законопроект № 579208-8 предлагает изложить ч. 5 ст. 60.15 УИК РФ в следующей редакции: «В отношении осужденного к принудительным работам, признанного злостным нарушителем, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания к принудительным работам арестом или лишением свободы».
Также приводится новая редакция ч. 3 ст. 60.17 Кодекса, согласно которой в отношении осужденного, уклонившегося от отбывания принудительных работ, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания в виде принудительных работ арестом или лишением свободы. Со дня направления такого документа и до решения суда осужденный к принудительным работам будет водворяться в помещение для нарушителей. Кроме того, предложено изменить ст. 74 УИК РФ путем увеличения срока для возможности оставления в СИЗО осужденного к лишению свободы с шести месяцев до одного года.
Верховный Суд и Правительство РФ не поддержали поправки
В официальном отзыве на поправки в Уголовный кодекс Верховный Суд РФ перечислил ряд замечаний со ссылкой на то, что законопроект в части усиления ответственности за преступления небольшой и средней тяжести не согласуется с проводимой государством на протяжении последних лет политикой гуманизации уголовного законодательства. «Нижний предел наказания в виде лишения свободы был исключен из санкций большинства статей Особенной части УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ, принятым в рамках реализации современной уголовной политики российского государства. В пояснительной записке к проекту данного федерального закона отмечалось, что исключение нижних пределов санкций за преступления небольшой и средней тяжести (при сохранении их верхних пределов), как и сокращение наполовину нижних пределов санкций за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними, обеспечит возможность судам проявлять более дифференцированный подход при назначении наказания», – отмечено в документе.
Как указал ВС, авторами поправок не приведены какие-либо конкретные данные, свидетельствующие о неэффективности судебной практики по назначению кратковременных сроков лишения свободы и, тем самым, о необходимости кардинального пересмотра концептуальных подходов, закрепленных в федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ, а из статистических сведений о росте рецидивной преступности неясно, какие наказания назначались лицам, совершившим повторные преступления, и как это повлияло на их последующее поведение. Относительно предложений законопроекта о замене арестом других видов наказаний (проектные ст. 49, 50, 53, 531 и 54 УК РФ) ВС отметил, что в силу ст. 4 Закона о введении в действие УК РФ наказание в виде ареста не введено в действие и в настоящее время не применяется.
В свою очередь Правительство РФ отметило, что предлагаемые законопроектом изменения могут существенно ограничить свободу судейского усмотрения и не позволят при назначении наказания в полной мере учитывать характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, личность виновного, влияние назначаемого наказания на исправление осужденного, на условия жизни его семьи, как того требует принцип индивидуализации наказания.
Адвокаты раскритиковали поправки
Управляющий партнер АБ «Михальчик и партнеры ЮК» Алексей Михальчик отметил, что вопрос эффективности уголовно-правовых механизмов очень важен для общества. «Безусловно, необходимо приводить их в соответствие с самым последними достижениями психологии, криминологии и прочих отраслей науки, изучающих причины совершения преступлении и возможности их предотвращения. Проблема авторов законопроекта заключается в том, что они предлагают регресс вместо прогресса. Их беспокоит чрезмерная, по их мнению, либерализация уголовного законодательства за последние годы», – указал он.
По словам эксперта, если отбросить все технические нюансы, то законопроект прямо предлагает увеличить применение судами наказания в виде лишения свободы, а также сроки этого вида наказания по всему перечню статей Особенной части УК РФ. «Заявляется, что таким образом будет снижен уровень рецидивов. Я полностью поддерживаю позицию государственных органов, представивших отзывы: в научной среде и в среде практиков давно сложился консенсус относительно того, что цели и задачи назначаемого наказания достигаются не его продолжительностью, а правильностью применения, справедливостью, неотвратимостью, а еще в большей степени – контролем за ресоциализацией отбывших свой срок граждан и сопутствующими социально-экономическими факторами. Гуманизация наказания – это не просто модный тренд, это одно из достижений цивилизованного общества. Да, эта тенденция должна сочетаться с качественными и развитыми процедурами пробации, но в этом направлении пройден достаточно большой путь и все данные говорят об эффективности применяемых мер. Отдельно стоит упомянуть о предложении использовать, предусмотренное законом наказание в виде ареста. Вне связи с этими поправками такую инициативу могу только поддержать, так как вариативность мер наказания позволяет суду более точно индивидуализировать меры воздействия на осужденного с целью его исправления», – полагает Алексей Михальчик.
Председатель КА «Династия» Борис Асриян назвал предложение об установлении нижнего порога в отдельной статье излишне усложненным для применения. «Большое количество санкций в УК предусматривают так называемый срок лишения свободы “от нуля”. При принятии поправок фактически санкция, например по ст. ч. 4 ст. 111 УК РФ, будет по-прежнему звучать: “до 15 лет лишения свободы”, но подразумевать: “от 2 до 15 лет”. Если есть необходимость в увеличении по определенным категориям преступлений нижних пределов сроков лишения свободы, то законодателю надо вносить изменения индивидуально по каждой категории, например только для насильственных преступлений. Полагаю, что такие поправки не должны быть приняты, особенно в свете наметившихся в последние годы процессов гуманизации законодательства по ненасильственным преступлениям», – полагает он.
Управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов полагает, что предлагаемые поправки о «нижнем пороге» уголовного наказания не найдут поддержки у законодателя, поскольку никак не согласуются с политикой государства по дальнейшей гуманизации уголовного законодательства. «Кроме того, в случае введения предлагаемых нижних границ наказаний это может повлечь негативные последствия для постановления справедливых приговоров, с учетом всех возможных обстоятельств конкретного уголовного дела, личности осужденного, влияния наказание на исправление и на условия жизни его семьи. То есть они значительно ограничат пределы судейского усмотрения, что не будет отвечать целям и задачам уголовного судопроизводства», – убежден он.
Советник ФПА Игорь Пастухов отметил, что ключевыми положениями данных законопроектов являются установление нижних пределов наказания в виде лишения свободы для различных категорий преступлений, а также установление возможности наказания в виде ареста по большому числу составов преступлений, а также связанные с этим изменения в УИК РФ, и обратил внимание на то, что и Правительство РФ, и Верховный Суд РФ дали отрицательные отзывы. «Главной идеей, изложенной в пояснительных записках к законопроектам, является утверждение, что отсутствие нижних пределов наказания в виде лишения свободы позволяет лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, получать в судах неадекватное совершенному ими мягкое наказание. Представляется, что это утверждение вряд ли можно считать убедительным и оно вряд ли заслуживает поддержки. В 2003 г. нижние пределы наказания в виде лишения свободы были отменены именно для того, чтобы суды могли проявлять дифференцированный подход при назначении наказания. При этом с точки зрения защиты это положение нередко используется судьями, не решившимися вынести оправдательный приговор», – отметил он.
Игорь Пастухов добавил, что предложение включить в большое число составов преступлений наказание в виде ареста, которое должно, по мнению авторов законопроектов, компенсировать установление нижних пределов для лишения свободы, является просто нереализуемым. «Наше государство до настоящего времени не смогло выделить средства для создания инфраструктуры, необходимой для применения наказания в виде ареста. Именно в связи с этим, с момента вступления в силу действующего УК РФ, наказание в виде ареста не введено в действие и не применяется. Невозможно представить, что средства будут выделены в связи с увеличением числа статей УК РФ, предусматривающих арест. А просто декларативное внесение изменений в УК РФ в части ареста как наказания, без возможности его реализации, представляется бессмысленным», – заключил он.
Советник ФПА РФ Нвер Гаспарян полагает, что поправки направлены на усиление карательной составляющей уголовного законодательства, поскольку предусматривают повышение нижних пределов наказания в виде лишения свободы в зависимости от тяжести преступления, актуализацию достаточно сурового уголовного наказания в виде ареста, а также ограничения в применении ст. 73 УК РФ (условное осуждение): «Для подобных изменений не имелось никаких криминологических предпосылок, поскольку в обществе не отмечается роста преступности, а имеющиеся уголовные механизмы вполне достаточны для назначения судами справедливых наказаний».